|
17. Какой смысл приобретает образ города в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» или «Белая гвардия»? Допускается выбор (ЕГЭ по литературе)Роман М. Булакова «Мастер и Маргарита» имеет множество аспектов: религиозный, философский, любовный, мистический. Последний раскрывается следующим образом: в Москву тридцатых годов, накануне Пасхи, прибывает Воланд со свитой. Этот герой — воплощение Сатаны, однако он и его помощники не творят зло, а только обнаруживают его. Они хотят узнать: «изменились ли эти горожане внутренне». Заодно они наказывают грешников. В изображении последних использована сатира. Первыми людьми, с которыми встречается Воланд, становятся Берлиоз и Иван Бездомный. Первый — «председатель одной из крупнейших литературных организаций Москвы, сокращенно именуемой МАССОЛИТ». По этой причине он играет большую роль в духовной жизни города. Такие, как он, определяют судьбу произведений и их авторов, они же отвергают Мастера. Также он взращивает молодые умы, наставляет их на путь, нужный власти. Например, втолковывает Бездомному, что и как надо писать, не дает Ивану возможности самовыразиться. Из-за того, что он живет по тому, как ему говорит власть, а не по велению сердца, его наказание самое страшное: ему отрезает голову трамваем. Причем он умирает не сразу, но и видит Бал Сатаны, а затем его череп превращается в сосуд. Бездомный же после этой роковой встречи оказывается в сумасшедшем доме. Однако это безумие - духовное прозрение, своеобразное освобождение от навязанных идеологией и Берлиозом стереотипов и догм. Благодаря знакомству с Мастером герой начинает осознавать, что писал «чудовищные» стихи. Он клянется, что больше не будет писать. В эпилоге читатель узнает, что Бездомный стал Поныревым, «профессором института истории и философии». Аркадий Аполлонович наказан разоблачением за ложь перед женой и несправедливость по отношению к молодой родственнице: «Теперь мне ясно, почему эта бездарность получила роль Луизы!». Да и служил он без успеха, акустика не была его делом: «сколько ни старался он улучшить её, она какая была, такая и осталась». Зато встреча со свитой к лучшему изменила его жизнь, он стал заведующим грибнозаготовочным пунктом: «едят теперь москвичи соленые рыжики и маринованные белые и не нахвалятся ими и до чрезвычайности радуются этой переброске». Степа Лиходеев платится за несерьезность, безответственность по отношению к театру. Несмотря на важный пост, большинство его обязанностей делает Римский. Как и хотел, герой попадет в Ялту, однако не для отдыха. Никанор Иванович принимает в качестве взятки пачку денег, прячет в уборной, однако, когда приходит проверка, там оказываются доллары. Героя обвиняют в хранении «иностранной валюты». Никанор наказан за жажду наживы, злоупотребление положением. Большое значение имеет сцена в варьете. Воланд и его свита проводят испытание для москвичей. Например, обещают дамам роскошные наряды в обмен на их одежду в данный момент. Жадность одолевает женщин, и те бегут переодеваться. Вечером одежда пропадает, и представительницы прекрасного пола оказываются на улице в белье. Так они наказаны за алчность. Также свита смотрит за реакцией зрителей на то, что Бенгальскому оторвали голову. Всё-таки в народе обнаруживается чувство милосердия, и они просят вернуть голову обратно конферансье. В итоге Воланд делает вывод, что москвичи «люди как люди», любящие деньги, как это было всегда. Однако «квартирный вопрос» сильно испортил их. Итак, изображение города в романе «Мастер и Маргарита» имеет сатирический оттенок. Писатель высмеивает пороки москвичей, используя прием гротеска. Благодаря фантастическим возможностям Воланд и его свита способны выявить практически любую слабость: жадность, лицемерие, безответственность, фальшивость, косность. Обновлено: Опубликовал(а): Юлия Рекетова Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|