|
Вы здесь: Критика24.ру › Пастернак Б. Л.
Анализ стихотворения «Ветер» (Пастернак Б. Л.)Стихотворение Б. Л. Пастернака «Ветер» является так называемым творением одноименного героя его романа «Доктор Живаго». Оно относится к более позднему периоду творчества автора, когда он обрел высшую гармонию, привел в равновесие внутренний мир. Основная тема стихотворения — восприятие смерти через призму «просветленной мудрости», преодоление бессмертия в духе чуда. Событийного сюжета нет, однако образы чувств переданы через движение природы вокруг лирического героя. Композиция стихотворения состоит из трех предложений, каждое из которых дополняет, поясняет последующее. Произведение написано ямбом, помогающим читателю с выверенной последовательностью переключать внимание с одного образа на другой. Настроение лирического героя меняется с ощущения горя, стихийности на прояснение, утешение на фоне природы. Так, олицетворение ветра, что «жалуясь и плача» раскачивает всё, показывает, насколько пастернаковский герой соотносит свое горе с могуществом природы. Он ушел в потусторонний мир или, вероятно, готовится, к этому. Он «кончился» материально или духовно, оставив на земле близкого человека. Связывает настроения горя и очищения мотив движения. Ветер раскачивает «не каждую сосну отдельно, // А полностью все дерева» — гиперболой, эпитетом «дали бесплодной» передан масштаб тоски лирического «я» автора. Сравнение « как парусников кузова на глади бухты корабельной» сопоставляет воздействие ветра на внутренний мир лирического героя с его влиянием на паруса, являющие собой свободу и очищение. Итак, тоска лирического «я» автора приводит его к духовному очищению посредством созерцания природы. Появляется тема замкнутости бытия: со смертью героя засыпает и героиня, убаюканная колыбелью. Антитеза такого динамичного чувства как ярость или удальство с тоской подтверждает искренность намерений лирического героя «найти слова… для песни колыбельной» для близкого человека. На протяжении всего стихотворения противопоставлены мотивы смерти и начала жизни, переданной через образ колыбельной. Темы смерти как продолжения бытия, но уже в потустороннем мире и принятия факта смертности являются главными в этом произведении. Смирение с неизбежным, считает автор, должно проходить под знаком мудрости и утешения. Обновлено: Опубликовал(а): Katereno Внимание! Спасибо за внимание.
|
|