Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Анализ стихотворения «Рассвет» (Пастернак Б. Л.)

Анализ стихотворения Б. Л. Пастернака «Рассвет»

Стихотворение Б. Л. Пастернака «Рассвет» написано в 1947 году в Москве и входит в состав 17-ой части романа «Доктор Живаго», завершающей это прозаическое произведение под названием «Стихотворения Юрия Живаго». В эту часть входят 25 стихотворений, которые якобы написаны главным героем романа. Юрий Живаго – не автобиографический герой, хотя создатель наградил его своим мировоззрением, наделяет своими мыслями. Стихотворение «Рассвет» обозначено под номером 19. Важно понять, в каком окружении находится это произведение.

В стихотворении № 18 «Рождественская звезда» поэтически пересказывается евангельская история рождения Иисуса Христа, описываются волхвы, которые решили пойти поклониться чуду, но первыми прибыли «вознести… хвалу» деве Марии и её младенцу, будущему спасителю мира, простые пастухи. Отметим, что ключевое слов для этого стихотворения – «чудо» - чудо рождения спасителя.

Стихотворение № 20 так и называется – «Чудо», и это важно. В нём снова раскрывается евангельский сюжет. Иисус Христос «шёл из Вифании в Ерусалим, //Заранее грустью предчувствий томим». Голодный, алчущий, жаждущий, он увидел смоковницу без плодов и приговорил «пустоцвет», встреча с которым «безотрадней гранита», остаться такой «до скончания лет». Смоковницу тут же испепелило дотла. Законы природы не успели вмешаться, чтобы спасти смоковницу. Важное значение имеют заключительные три строки:

Но чудо есть чудо, и чудо есть Бог.

Когда мы в смятенье, тогда средь разброда

Оно настигает мгновенно, врасплох.

Какое же чудо происходит в стихотворении «Рассвет»? В первую очередь обратим внимание на заголовок. Нечасто поэты дают названия своим лирическим произведениям. Какое значение имеет это слово? Рассвет – время перед восходом солнца. В переносном значении – ранний период, начало чего-нибудь. Композиционно можно разделить стихотворение на три части, неравные по объёму. 1-ая часть – первая строка:

Ты значил всё в моей судьбе.

Местоимение «ты» указывает на слово «рассвет», вынесенной в заголовок. Здесь явно идёт речь не о природном явлении, а о чём-то символическом. Если иметь в виду внутреннюю жизнь лирического героя, то, возможно, речь идёт о рассвете в душе, о победе света над тьмой, о жизни души, о поэтическом вдохновении, о творчестве. 2-ая часть – «война, разруха» и утрата рассвета – света души, её озарения:

И долго –долго о тебе

Ни слуху не было, ни духу.

Лирический герой обращается к рассвету, как к живому разумному существу, как поэт обращался бы к музе, вдохновляющей его на творчество. Разговорный фразеологизм «ни слуху ни духу», так удачно включённый в поэтическую речь, означает, что о рассвете долго не было никаких известий. Чтобы подчеркнуть протяжённость времени, используется сложное наречие, образованное путём повтора: «долго-долго». Остальные семь строф передают процесс возвращения «рассвета», путь преодоления духовного кризиса, который в стихотворении очень ярко и образно называется «обмороком»:

И через много-много лет

Твой голос вновь меня встревожил.

Всю ночь читал я твой завет

И как от обморока ожил.

Эта строфа помогает понять, что автор раскрывает тему воскрешения души, духовного возрождения. Снова подчёркивается длительность времени- «через много-много лет». Рассвет наделяется голосом, у него есть завет (библейский мотив). Причины духовного кризиса – внешние обстоятельства (война, разруха). Способ преодоления духовного кризиса – внутренние резервы, нравственные усилия.

Что же происходит с лирическим героем за одну ночь? Как он изменяется? Во-первых, у него возникает желание быть вместе с людьми:

Мне к людям хочется, в толпу,

В их утреннее оживленье.

Обратим внимание на однокоренные слова: ожил – оживленье. Герой ожил, вышел из своего душевного обморока, и его потянуло в «утреннее оживленье». Снова поэт использует разговорные фразеологизмы, которые не только оживляют движение мысли, но и приобретают какое-то новое, свежее звучание:

Я всё готов разнесть в щепу

И всех поставить на колени.

«Разнести в щепу» - значит разрушить. Но у Пастернака это можно истолковать как прилив физических и нравственных сил. «Поставить на колени» - заставить сдаться, покориться. Но здесь, на мой взгляд, другое значение- на коленях можно молиться, преклоняться перед чудом жизни, которое снова открывает лирический герой. А вот и ответ на вопрос о чуде. Здесь происходит чудо преображения героя, его воскрешение и обращение к жизни как к чуду. Недаром, один из ранних сборников поэта называется «Сестра моя жизнь».

Лирический герой не просто выходит на улицу – он бежит по лестнице, и у него возникает ощущение, что он как будто впервые видит эти улицы в снегу. 5-ая строфа – описание утреннего быта:

Везде встают, огни уют,

Пьют чай, торопятся к трамваям.

Казалось бы, здесь нет ничего поэтического – проза, недостойная стать предметом поэзии. Но художественный мир Пастернака составляют три равновеликие переменные: человек, природа, быт. Если эти величины обозначить точками, а потом их соединить, то получится равносторонний треугольник. Быт – это часть бытия. А природа у Пастернака – не просто фон, где разворачиваются события, или средство раскрытия эмоционального состояния героя, это самостоятельная величина, в которой «есть душа, есть свобода», «в ней есть любовь, в ней есть язык», как писал Ф. И. Тютчев. И доказательство этому – описание вьюги, которая «вяжет сеть// Из густо падающих хлопьев». В создании образа вьюги автор использует олицетворение.

Что же происходит с лирическим героем? Как он изменяется? Он чувствует то же, что и другие люди, «как будто побывал в их шкуре». Просторечный, разговорный фразеологизм «быть в чьей-то шкуре» не режет слух, наоборот, кажется к месту и означает «побывать в чужом, обычно незавидном положении». Герой научился понимать чувства других людей, сопереживать, сочувствовать и сострадать. А какую роль играют сравнения?

Я таю сам, как тает снег,

Я сам, как утро, брови хмурю.

Лирический герой начинает понимать и чувствовать не только людей, но и природу, ощущать себя как единое целое с окружающим миром.

Заключительная строфа наиболее загадочна и требует больших разъяснений. В один ряд поставлены «люди без имён, // Деревья, дети, домоседы». Но если помнить концепцию мира поэта, то всё станет на свои места. Человек – люди, дети; природа – деревья, домоседы – быт. Завершающие строки звучат парадоксально:

Я ими всеми побеждён,

И только в том моя победа.

Думаю, что побеждён – значит покорён, испытывает любовь ко всему сущему, и его нравственная победа заключается в том, что он преодолел духовный кризис, возродился к новой жизни.

Композиция стихотворения Б. Пастернака «Рассвет» в чём-то напоминает композицию стихотворения А. С. Пушкина, как это ни покажется странным, посвящённого А. П. Керн «Я помню чудное мгновенье». Судите сами. У Пушкина трёхчастная композиция: встреча с «гением чистой красоты», затем жизнь «во мраке заточенья» «без божества, без вдохновенья, без слёз, без жизни, без любви». И вот «душе настало пробужденье» - ещё одна встреча с лирической героиней, и для героя «воскресли вновь»

И божество, и вдохновенье,

И жизнь, и слёзы, и любовь.

Разница заключается лишь в том, что душа пушкинского героя воскресает под влиянием встречи с любимой. Лирический же герой Пастернака делает над собой нравственное усилие и возрождает в своей душе «рассвет».

Стихотворение написано четырёхстопным классическим ямбом, излюбленным размером Пушкина, которым, кстати, написано «Я помню чудное мгновенье». Строфы – катрены (четверостишия). Рифмовка перекрёстная, мужская рифма (судьбе – тебе) чередуется с женской (разруха – ни духу).

Стихотворение можно отнести к философской лирике, так как в нём раскрывается тема смысла жизни.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.