|
17.1 Смешон или трагичен финал комедии Фонвизина «Недоросль»? (ЕГЭ по литературе)Денис Иванович Фонвизин благодаря пьесе «Недоросль» становится новатором в классицистической драматургии. Его необычный для того времени подход к созданию произведения породил вопрос: «Смешон или трагичен финал комедии?». Для направления классицизма данная формулировка звучит необычно. Произведение низкого жанра (комедия), как правило, всегда являлось способом развеселить публику, не имело цели затронуть серьёзные общественно-социальные темы. Автор заставляет смеяться зрителей над поведением Митрофанушки («Не хочу учиться, хочу жениться»), над невежеством Простаковой, неумеющей читать письма и правильно произносить слово «география». Следовательно, можно сделать вывод, что, по законам классицизма, финал комедии должен быть «смешон». Однако, если обратиться к сюжету, будет наглядно совсем другое настроение концовки. Простакова, определённо, является отрицательным персонажем, но даже она вызывает сочувствие у зрителей в финальном эпизоде. Жестокая, невежественная и деспотичная помещица всегда испытывала тёплые и нежные чувства только к своему сыну: «Вот сынок, одно моё утешение». В конце концов, героиню ждёт трагическое событие — единственный человек, которого она любила, Митрофанушка, отворачивается от собственной матери: «Да отвяжись, матушка, как навязалась…». Кроме того, вопреки всем правилам низкого жанра классицизма, драматург наделяет приведённое произведение серьёзной и злободневной проблематикой. Темы воспитания, злонравия и жестокости помещичьего строя являются главными в комедии. Фонвизин заставляет зрителей задуматься над тем, каким станет последующее поколение дворянства на примере Митрофана. Юноша пятнадцати лет, невежественный, грубый (называет свою кормилицу старой хрычовкой), отказывающийся от своей собственной матери, — своеобразный «плод злонравия». Именно таким рисует автор портрет будущего поколения, оставляя неприятное впечатление у зрителей, заставляя задуматься над важным, демонстрируя трагедию современного дворянства. Таким образом, можно прийти к выводу о том, что финал комедии, несмотря на его принадлежность к низкому жанру классицизма, трагичен. Обновлено: Опубликовал(а): bonnie Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|