Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




«Если дикарь перестал верить в своего деревянного бога, то это не значит того, что Бога нет, а только то, что Бог не деревянный» (Лев Николаевич Толстой) (ЕГЭ обществознание)

В своём высказывании Лев Николаевич Толстой рассматривает идею сущности религии. Он хотел донести до нас мысль о том, что элементы религии постоянно меняются, развиваясь вместе с обществом, однако основа религии — вера в сверхъестественное — остается неизменной. Данное высказывание можно рассмотреть в нескольких аспектах: аспекте этапов эволюции религии и аспекте характеристик религиозного сознания.

Для обоснования своей позиции, обратимся к теоретическому смыслу первого аспекта.

Религия — совокупность взглядов и представлений людей, основанных на вере в сверхъестественное, а также соответствующие обряды и культы. Существует несколько этапов эволюции религии: родоплеменные верования, национально-государственные верования, мировые религии и новые религии. По мере развития общества данные этапы постепенно сменяются, один за другим: с каждым новым этапом приходят новые обряды, догматы и боги. В своей цитате Л. Толстой описывает переход от родоплеменных верований, которым свойственно наличие подобных деревянных идолов, к национально-государственным, с последующей сменой атрибутов религии.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что религия, эволюционируя вместе с обществом, меняет свои обычаи, обряды и иные атрибуты, чтобы соответствовать уровню развития общества.

Для того, чтобы проиллюстрировать данные теоретические положения, приведу пример из истории религий Индии. Религией, которая главенствовала в Древней Индии, считается ведизм. Это первая форма индуизма, которая относится к родоплеменным верованиям. Характерными чертами ведизма как родоплеменного верования являются: обожествление сил природы (часто в мифологических образах), магические обряды и хорошо развитая система ритуалов. Позже, с разложением родоплеменного строя общества, ведизм постепенно перешёл в брахманизм: появились жрецы, оформился более четкий пантеон богов, что повлекло за собой трансформацию общей идеологии. Некоторые ритуалы и законы ведизма переняла современная религия Индии — индуизм. Таким образом, можно сделать вывод о том, что переходя на новый этап эволюции, религия изменяется внешне, развиваясь вместе с обществом, соответствуя его нуждам.

Перейдем к теоретическому смыслу второго аспекта цитаты. Религия включает в себя несколько элементов: религиозный культ, религиозные организации и религиозное сознание. Последнее характеризуется убежденностью в реальности контакта с объектами поклонения (при помощи культовых действий), убежденностью в зависимости человеческой судьбы от воли бога, предъявляющего определенные требования к поведению человека, и, самое важное, убежденностью в существовании объектов, обладающих сверхъестественными свойствами. В своей цитате Толстой описывает смену внешних атрибутов религии при переходе от одного этапа эволюции к другому: дикарь перестает верить именно в деревянного бога, однако сам факт веры в существование объектов, наделенных сверхъестественными свойствами остается. Таким образом, можно сделать вывод о том, что в основе любой религии лежит вера в сверхъестественные силы.

Для того, чтобы проиллюстрировать данные теоретические положения, приведу пример из личного социального опыта. Недавно в газете “Аргументы и факты” я прочитала о одной из самых опасных сект в мире, существовавшей в 20 веке, «Орден Храма Солнца». Она была основана в 1984 году неонацистом Люка Журе, который обладал невероятными способностями в убеждении людей. Учение "Ордена Храма Солнца" представляло собой смесь астрологии, алхимии и мистики, и брало своё начало от других, существовавших ранее подобных сект: мистического ордена тамплиеров и некоторых групп розенкрейцеров. Интересным было то, что все участники секты, до момента вступления, имели религиозную принадлежность, но после общения с Люком Журе отказывались от прежних религиозных убеждений и меняли их на кардинально отличающиеся радикальные убеждения “Ордена Храма Солнца”. Таким образом, можно сделать вывод о том, что даже при изменении внешних атрибутов религии, её основой всегда остается вера в сверхъестественное.

Подводя общий итог рассуждению, сложно не согласиться с мнением автора. Религии изменялись на протяжении всей человеческой истории и изменяются по сей день, обрастая новыми богами и обрядами, порой изменяя свою внешнюю оболочку до неузнаваемости, чтобы соответствовать уровню развития общества. Однако в основу любой религии заложена вера в сверхъестественные силы, и только эта основа никогда не изменится.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.