|
По тексту К. Г. Паустовского «После трёхлетней разлуки родной городок показался Коле маленьким...» (ЕГЭ по русскому)Природа — то, без чего человек существовать не может. Так было во все времена: тема охраны окружающей среды стала особенно актуальной в последние десятилетия и нашла отражение не только в массовой культуре (рекламе, газетах, агитационных видеороликах), но и в художественной литературе. Известный советский прозаик К. Г. Паустовский, размышляя над значением родных ландшафтов в жизни человека, поднимает проблему угасания, обеднения природы вследствие нашего варварского вмешательства в её удивительную экосистему. Начало предложенного текста очерчивает одну из идейных линий — историческую, благодаря чему создаётся оппозиция прошлого и настоящего: "тогда" всё было чистым и ярким, а сейчас обмелелая река и овраги вместо лесов. Центральный персонаж Коля становится специалистом "по овражному делу" во многом потому, что ему хочется вернуть детское восприятие окружающего мира (предложение №16). Автор отмечает, что "нужно было обладать и сильным воображением, и большой любовью к человеку и земле, чтобы отдать все силы рассчитанной на десятилетия работе, окончания которой ты, может быть, не увидишь", что должно напоминать о преемственности поколений. Факт человеческого бытия, как считает К. Г. Паустовский, по умолчанию вбирает в себя насилие над природой: например, в отступлении о "засеках", защищавших Русь от татарских набегов (предложения №42-47), проглядывается идея мудрой необходимости, которой оказывается противопоставлено эгоистичное отношение к лесу в наше время. Данная иллюстрация подчёркивает чуткость древних народов и обосновывает их гармоничное сосущестование с внешним миром. Контрастным на этом фоне выглядит возвращение в недавнее историческое прошлое, по сути не сильно отличающееся от настоящего. Писатель противопоставляет быт Древней Руси холодному, исходящему исключительно из экономической выгоды обращению с лесными богатствами. История, в которой фигурирует русский композитор П. И. Чайковский, фиксирует значимость природы для человека: она является источником как материальных, так и душевных сокровищ, и из-за того, что, по словам некоего Аренского, когда-то давно вырубили лес, музыкальный гений упустил возможность написать ещё одну шедевральную симфонию (предложения №50-52). Таким образом, актуализируется мотив ментальной связи человека с естественной средой его обитания. Коля с нежностью вспоминает о чаепитиях на свежем воздухе во многом ввиду их вписанности в светлый природный контекст, который в общем-то можно назвать зеркалом детских впечатлений героя. Позиция автора текста явлена в образе садовода Николая Никитича: К. Г. Паустовский проявляет симпатию к этому человеку ("...в городке было множество разговоров" об изобретательности "товарища" матушки-природы) и потому вплетает в его речь близкие по духу мысли об окружающем мире. Я согласен с тем, что, допустим, леса не только "приносят великую пользу человеку, украшают и оздоровляют землю, но поддерживают самую жизнь на земле" (предложение №53). Облагораживание действительности и впрямь возвышает нас над мещанскими устремлениями забрать всё себе, не думая о будущих поколениях. Схожую нравоучительную линию проводит в своём творчестве писатель В. А. Солоухин. По его мнению, человек не мыслим без природы, ведь она, подобно незримому течению, двигает нас вперёд, к техническим и эмоционально-эстетическим открытиям. Кроме того, любовь к родным пейзажам есть частный случай патриотизма: чем хуже мы относимся к своей земле, тем меньше мы уважаем самих себя. Следственно, умирание "зелени" (отчасти из-за рук человека) приравнивается к духовному забвению, которое, в свою очередь, выражается для нас в невозможности жить по-настоящему, как прежде. Обновлено: Опубликовал(а): Калашников Илья Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|