Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Духовные искания личности в прозе И. А. Бунина на основании 1-2 рассказов (ЕГЭ по литературе)

Несмотря на то, что рассказ И. А. Бунина "Чистый понедельник" имеет в себе все признаки рассказа любовной тематики и его кульминацией является ночь, проведенная влюбленными вместе, раскрытие любовных взаимоотношений героев не является основной целью автора. Через их отношения раскрывается противоречивый характер главной героини, показывается её неоднозначный внутренний мир и духовные искания.

Уже в самом начале рассказа говорится о том, что персонажей связывает "странная" любовь — такую характеристику дает ей сам главный герой.

Героиня же не считает любовные взаимоотношения высшей целью своей жизни, на протяжении повествования она пребывает в поисках своего места в мире, и её психологический портрет дан более подробно.

И. А. Бунин неоднократно подчеркивает противоречивость её характера: героиня испытывает слабость к дорогой одежде, каждый вечер ездит с возлюбленным в рестораны, театры, обедает и ужинает "с московским пониманием дела", но при этом завтракает "за тридцать копеек в вегетарианской столовой" и ходит на курсы "скромной курсисткой". Автор демонстрирует, что женщина получает удовольствие от роскошной и полной удовольствий жизни, но при этом испытывает тягу к аскезе, чем также обуславливается принятое ею в финале рассказа решение. В свободное время она посещает монастыри, соборы, кладбища, читает "русские сказания", цитирует герою одно из них. О её тяге к религии, к культуре Древней Руси он узнает незадолго до их разлуки, и героиня открывается ему с совершенно иной стороны, о которой он не подозревал.

Противоречивость героини и двойственность ее натуры, постоянно пребывающей в духовных исканиях, также метафорически раскрываются через образ Москвы. В рассказе присутствуют различные топонимы, которые условно можно разделить на две группы. Первая характеризует Москву начала XX века, изображенную в конкретных историко-культурных реалиях: это рестораны "Эрмитаж", "Метрополь", "Стрельна", "Прага", Художественный театр, Охотный ряд. В них протекает богемная жизнь московского общества, и во всех этих местах героиня бывает со своим возлюбленным. Вторая группа мест характеризует православную Москву как древнюю столицу Руси. В этих местах героиня бывает в одиночестве, приходит туда исключительно по собственному желанию, описывает пребывание в них с восторгом.

Духовные искания неизменно приводят женщину к религии, к Богу. Поэтому в кульминации рассказа она уходит в монастырь и даже, как узнает герой, увидев её в толпе монахинь, решается на постриг. Перед своим уходом от всего мирского она своеобразно прощается с роскошной жизнью — едет с героем на "капустник", пошлее которых, как отмечает молодой человек, она ничего не знала, танцует там польку. После этого она прощается и с возлюбленным, подарив ему долгожданную близость, о которой он мечтал.

И. А. Бунин вводит в повествование ряд деталей, которые говорят о том, что героине нелегко далось отречение от всего мирского: говоря герою о своем отъезде, она касается его щеки "мокрой" (по всей видимости, от слез), ресницей, а в прощальном письме просит "не отвечать", чтобы не "длить" и не "увеличивать" их общую "муку".

Таким образом, автор демонстрирует, что уход в монастырь стал результатом духовных исканий героини и её осознанным тяжелым выбором. Свое призвание в жизни она нашла в служении Богу и полном отречении от пошлой мирской жизни.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.