|
Тоска Онегина — дань моде или глубокое внутреннее переживание? По роману «Евгений Онегин» (ЕГЭ по литературе)Роман в стихах А. С. Пушкина "Евгений Онегин", по словам критика В. Г. Белинского, — это "энциклопедия русской жизни", в которой отразились "век и современный человек". Действительно: в своем произведении автор воссоздал российское общество начала 19 века, образ жизни дворянства, обычаи и особенности того времени. В эту эпоху расцвета достигло романтическое направление в литературе, был популярен Байрони и герой поэмы Чарльз Гарольд. Типичным для молодежи была "показная" хандра, наигранное разочарование в жизни, которые отражаются в образе Ленского. Однако тоска главного героя Евгения Онегина — не простая дань моде, а глубокое внутреннее переживание. Он — "лишний человек" — личность в выдающимися задатками, постоянно рефлексирующая, но одинокая и не способная найти смысл жизни из-за разочарования в мире. В романе в стихах А. С. Пушкин много внимания уделяет воспитанию главного героя и его жизни в светском обществе. Все это повлияло на характер Евгения Онегина, привело к его глубокому разочарованию, потере смысла жизни. Следуя принципам реализма, автор показывает типичное для начала 19 века воспитание дворян: героя учил "месье Лаббе, француз убогой". Нанимать иностранных преподавателей в то время считалось модным, независимо от уровня их образования. Учитель "не докучал моралью строгой" ребёнка, и Онегин получил широкие, но не глубокие знания, которые позволили ему быть восторженно принятым в "свете" ("...Свет решил // Что он умен и очень мил"). А. С. Пушкин в деталях описывает жизнь высшего общества: внешне пеструю, но в действительности однообразную, истощающую духовно. Главный герой строго следует моде, что подчеркивают использованные автором многочисленные заимствования из английского языка: Онегин "как dandy лондонский одет", спешит на ужин, бал, в театр. Однако все многочисленные, но бессмысленные развлечения пресыщают героя. Несмотря на связь со светским обществом, он не находит с ним общий язык и "русская хандра им владела понемногу". По сюжету романа в стихах, Онегин пытается найти новые увлечения: начинает писать, читать, следит за хозяйством в деревне дяди: "Ярем он барщины старинной // Оброком легким заменил". Однако «труд упорный ему был тошен», ничего его не занимает. Душа героя жаждет деятельности, но жизнь его, любые увлечения, бессмысленны, не ведут его ни к какой цели, и он предается "тоскующей" лени. Глубокий внутренний конфликт, который претерпевает Евгений, отражается и в его неспособности к настоящей дружбе. О знакомстве Онегина с Ленским, совершенно противоположным ему по характеру и мировоззрению, автор пишет: "Они сошлись. Волна и камень. // Стихи и проза, лед и пламень…", что подчеркивает контрастность образа молодого поэта главному герою. Антитеза позволяет раскрыть его горячность, любовь к жизни, романтическую душу. Герои стали "от делать нечего друзья": Ленский пробудил в Евгении лучшие задатки характера. Онегин не позволял себе насмехаться над неопытностью юноши, ценил его компанию - однако в этом же проявлялся и надменность главного героя. Именно эгоизм Онегина приведет к разрыву отношений с Ленским, а вследствие и к дуэли. Из желания развлечься главный герой приглашает Ольгу на танец, не думая о чувствах приятеля. На дуэли же проявляется трагизм образа Евгения: ему не близки ценности высшего общества, но он все же не может противостоять законам и обычаям жизни света. Из-за этого погибает Ленский: вместо того, чтобы вразумить полного романтического порыва юношу, остановить убийство, он пугается неблагоприятного мнения окружающих. Так, Онегин претерпевает внутренний конфликт: он не хочет следовать законам высшего общества, пытается развить имеющиеся в душе благородные порывы, но не способен бороться со своей эгоистичной натурой, воспитанной светом. Глубокие внутренние противоречия, отличающие Онегина от следующих моде на "тоску", проявляются и в его отношении к любви. Герой упускает шанс на счастье, отвергнув искренние чувства Татьяны Лариной, "милого идеала" автора. Высказывая в своем монологе поучения героине, он считает, что поступает правильно: не хочет обмануть "доверчивость души невинной", воспользоваться неопытностью. Однако и в этом проявляется его надменность, недоверие к чувствам Татьяны, желание "воспитать" наивную девушку. В действительности же он оскорбил ее решимость и просто испугался искренних чувств героини. Года жизни в высшем свете, которые он растратил "тревожа сердца кокеток записных", губили в Онегине благородные порывы, и теперь он предпочел волнениям любви, осуществлению мечты "холодный" покой. Только в конце романа в стихах главный герой понял свою ошибку. Теперь уже он пишет письмо с признанием Татьяне — однако так и не находит счастья. Таким образом, тоска Евгения Онегина — действительно не простая дань моде, а глубокое внутреннее переживание. Её причина — в губительном влиянии праздного образа жизни высшего общества на душу человека. "Свет" разрушил задатки неординарной личности в Евгении, притупил лучшие качества характера. В отличие от подражателей, которые "напоказ" тоскуют, Онегин желает стать лучше и поступать правильно, но не может противостоять своей эгоистичной натуре. Поэтому он, "лишний человек", не может, найти смысл жизни ни в обществе, ни в дружбе, ни в любви, несмотря на все попытки. Обновлено: Опубликовал(а): Милена Гуреева Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|