|
Черты консерватизма, романтизма и классицизма в комедии «Горе от ума» (Грибоедов А. С.)Для того чтобы отразить в своем произведении вечное противостояние консерватизма и прогресса, А. С. Грибоедову пришлось отойти от канонов классицизма. В результате комедия «Горе от ума» стала необычным и новаторским для своего времени произведением, разорвав рамки направлений. Классицизм — это художественный стиль в искусстве 17 – начала 19 веков, одной из отличительных черт которого было обращение к формам античного искусства как к эстетическому эталону. Этому стилю свойственно подражание и безусловное подчинение правилам уважаемых древних писателей. Писатели-классицисты строго придерживались в своих произведениях условных, искусственных форм. В пьесе присутствуют следующие признаки классицизма: • Грибоедов сохранил единство времени, действия и места: действие происходит в доме Фамусова в течение суток. • Название комедии содержит в себе её главную мысль: главного героя высмеивают за то, что он посмел усомниться в устоях общества, а не следовать моде и идеалам, таким образом, умный человек противопоставлен толпе глупцов (фамусовское общество). • В комедии есть любовная интрига (отношения Чацкого, Софьи, Молчалина и Лизы) — это тоже черта, присущая классицизму. • Герои произведения обладают «говорящими фамилиями», то есть их фамилии намекают на их роль в комедии или отражают какие-то их яркие черты, помогают понять персонажей. Примером тому служит Тугоуховский, глухой старик, муж княгини Марьи Алексеевны, Молчалин, без единого слова сносит упреки и говорит только тогда, когда от него это ждут, Скалозуб, Репетилов. Фамилия Фамусова происходит от французского слова «fama», что значит «молва». У фамилии Чацкого интересная история. Она претерпела некоторые изменения: изначально эта фамилия писалась как «Чадский» и являлась отсылкой к фамилии одного из известных людей той эпохи — Петра Яковлевича Чаадаева (раньше «Чаадаев» произносили с одной «а»). Как и реальный человек, герой Грибоедова является просвещенным человеком и отстаивает свои взгляды. • В комедии Грибоедов сохраняет классицистические амплуа персонажей. В комедиях классицизма есть так называемые амплуа (от французского слова «emploi», означающего «роль; должность, место; занятие») — это типы персонажей. В пьесе присутствует, например, героиня — Лиза, удачливый и неудачливый любовники (Молчалин и Чацкий соответственно), в роли субретки (традиционный комедийный персонаж, бойкая, остроумная, находчивая служанка, помогающая господам в их любовных интригах) выступает Лиза, в роли шута — Репетилов и так далее. Романтизм — это направление в литературе и искусстве, возникшее в начале 19 века, боровшееся с канонами классицизма, выдвигавшее на первый план культ личности и чувства. В комедии выражены такие признаки романтизма: • Главный герой противопоставлен обществу. Чацкий — типичный герой романтизма: он одиночка, не может смириться с несправедливостью в обществе, отвергнут этим обществом и вступает с ним в открытый конфликт. Отношение Чацкого к деньгам, чинам, образованию, любви — одним словом, ко всему, что имеет значение, сильно отличается от отношения других персонажей пьесы. Убеждения Чацкого противоречат идеалам того времени, и он не боится заявить об этом, в то время как Фамусов и окружающие его люди держатся за старые порядки и традиции и не хотят меняться. Здесь же видно следующий признак романтизма, • трагическое одиночество главного героя: никто не разделяет взглядов Чацкого, и из-за этого он очень одинок. Он один противостоит влиянию фамусовского общества. • Образ Чацкого построен на антитезе: он очень сильный человек, исключительная личность, он не отступается от своих взглядов под давлением общества, что, безусловно, требует внутренней силы, но в то же время он бессилен перед лицом невежества фамусовского общества. • В пьесе ярко выражен мотив изгнанничества. Чацкий стремится сбежать от привычного, удобного для других мира, который его не устраивает. Он изгнанник — не хочет быть как все, стремится изменить привычный жизненный уклад. Кроме того, в финале комедии герой покидает не только дом Фамусова, но и Москву. Реализм – это направление в художественной литературе, для которого характерно объективное и верное воспроизведение действительности. Признаки реализма в комедии «Горе от ума» следующие: • Несмотря на то, что персонажей легко соотнести со стандартными классицистическими амплуа, они выходят за привычные для того времени рамки классицизма. Персонажи этой комедии неоднозначны, их сущность нельзя выразить одним словом. К примеру, Софья отражает человеческие пороки: она неглубокий человек и, как все девушки фамусовского общества, подражает идеалу светской женщины, не задумываясь, что в себе несёт этот идеал, но ее нельзя с уверенностью назвать глупой девушкой или, тем более, злой. Более того, она обладает внутренней силой, перед которой нельзя не испытывать уважение: когда Софья узнает о предательстве Молчалина, она ведёт себя достойно и смело. Фамусов, пусть и слишком беспокоится о мнении общества и держится за изжившие себя пустые идеалы, тоже обладает положительными качествами: он любящий и заботливый отец. Наконец, Чацкий, хоть и является положительным персонажем, тоже далеко не всегда поступает правильно. С одной стороны, Чацкий — это человек открытых взглядов, выступающий за освобождение от старых порядков. Он резко осуждает крепостничество, верит в личную свободу и права каждого человека и этим вызывает симпатию читателя. Однако если приглядеться, становятся заметны менее привлекательные черты его характера, такие как невнимательность к другим, эгоцентричность, отсутствие такта. • Герои произведения — ничем не примечательные люди, типичные для той эпохи дворяне, в комедии описана обычная ситуация — бал у Фамусова. Это один из признаков реализма — типичность героев в типичной ситуации. • Характеры персонажей комедии, даже незначительных, описаны в мельчайших деталях. Например, мы узнаем о том, как Скалозуб добился повышения чина, каково его образование, его мечты и намерения. • точность реалистических деталей жизни московского барства. Для реализма свойственно точное, верное описание окружения, деталей, которые могут показаться лишними, но на самом деле помогают создать «живые», яркие образы. Таким образом, сохранив в своей комедии «Горе от ума» некоторые черты классицизма, Александр Сергеевич Грибоедов создал реалистическое произведение. Он стремился создать неидеальных героев и изображал их объективно, показывая как положительные, так и отрицательные черты своих персонажей. Например, Чацкий, главный герой комедии, представляет собой не образец для подражания, а человека из плоти и крови, у которого достоинства и недостатки. Грибоедову удалось создать новый тип личности героя, образ дворянина-интеллигента, "мыслящего друга человечества". Обновлено: Опубликовал(а): screaming worm Внимание! Спасибо за внимание.
|
|