|
Женские образы в романе «Война и мир» играют большую роль (Толстой Лев Н.)Женские образы в романе "Война и мир" играют большую роль. Они определяют поведение мужских образов, также имеют собственное значение. В них Л. Н. Толстой воплотил свои понятия о добре и зле, красоте и предназначении женщины. Какие образы присутствуют в романе и с какой целью? Попробую разобраться. К главным героиням можно отнести Наташу Ростову, Марью Болконскую, Элен Курагину. Конечно, в романе есть ещё женщины, например, графиня, Соня. Но графиня - второстепенный персонаж, а Соня - пустоцвет. Она положительна, добра, однако не имеет самостоятельного значения. Основные образы можно разделить на две противоположные группы: Наташа, Марья и Елена. В первую группу я включила положительных героинь. Следуя своему времени, писатель не сделал любимые образы красивыми. Неоднократно в романе упоминается некрасивость Наташи: "черноглазая, с большим ртом, некрасивая девочка", "ее оголенные шея и руки были худы и некрасивы. В сравнении с плечами Элен, ее плечи были худы, грудь неопределенна, руки тонки". Марья тоже некрасива: "она была так дурна, что ни одной из них не могла притти мысль о соперничестве с нею", "нехорошо было не платье, но лицо и вся фигура княжны". Но девушки могут быть и уродливы, и прекрасны. Это зависит от их душевного состояния. Глаза - зеркало души, Л. Н. Толстой не забывает об этом и часто описывает глаза княжны Марьи: большие, глубокие, всегда грустные, привлекательнее красоты. Во время душевного подъема взгляд становится лучистым и полностью преображает лицо. У Наташи глаза прекрасные, смеющиеся, оживленные, внимательные, добрые. Глаза девушек - отражение их внутреннего мира. Много раз упоминается, что в Наташе "постоянно горел внутренний огонь и отблески этого огня сообщали её внешности нечто лучше, нежели красота". В зависимости от силы этого огня она воспринималась совершенно по-разному. Будучи влюблённой в князя Болконского и Пьера Безухого, она была прекрасна, обворожительна, своим присутствием делала атмосферу в доме лёгкой, весёлой. Но, встретив Наташу после смерти князя Андрея, Пьер даже не узнал её, настолько она была уродлива. К счастью, любовь-обычное состояние Наташи, суть её духовного мира. Она любит родителей, семью, природу, родину, искусство. Искусство помогает её самовыражению. Она превосходно танцует, гордость и лучшая ученица Иогеля. Но ещё лучше она поёт: "Не обработан, но прекрасный голос. В голосе ее была та девственная нетронутость, то незнание своих сил и та необработанная еще бархатность, которые так соединялись с недостатками искусства пенья, что, казалось, нельзя было ничего изменить в этом голосе, не испортив его". У Марьи несколько другой склад ума. Отец придавал большое значение образованию, был строг. Поэтому княжна глубоко и серьезно размышляет над жизнью. Наташа же понимает происходящее душой и сердцем, не анализирует жизнь, познаёт её чувствами. Её мышление отлично объяснил Пьер: "Она не удостаивает быть умной". Душевная красота создает мир добра и счастья, это делает светлой атмосферу в доме, к ней тянутся люди. Например, Друбецкой заехал один раз, но после этого забросил вечера Элен и всё время проводил у Ростовых. Об этом же мире сказано: "Князь Андрей чувствовал в Наташе присутствие совершенно чуждого для него, особенного мира, преисполненного каких-то неизвестных ему радостей". Наташа эмоциональная, живая, Мария сдержанная, спокойная, но обе стремятся к одному - супружеству и материнству. Девушки находят своё счастье, их жизнь сосредотачивается в заботах о муже и детях. Писатель акцентирует внимание читателей на красоту героинь в новом для них качестве -любящей жены и матери. Женщины отлично дополняют супругов: живая, чувственная Наташа - рационального, спокойного Пьера, высоконравственная, духовная Марья - практичного Николая. Героини отдают все свои силы, физические и душевные, поддержанию семейного очага. Совсем по-другому изображена Элен Курагина. Прозаик подчеркивает её красоту: форму плечи, груди, рук. Но на ее теле уже как будто лак от всех тысяч взглядов. Писатель ни разу не упомянул её глаза. Это говорит о том, что у светской красавицы нет души. И это действительно так: она не признаёт никаких нравственных устоев. Не скрывает, что вышла за Пьера с целью обогащения, открыто изменяет ему, думает о замужестве от живого мужа. Супругу она заявляет, что детей она от него не хочет, ведь семья не представляет никакой ценности для неё. Смысл жизни она видит в удовлетворении сиюминутных желаний, любимое времяпрепровождение - вечера в салонах, светские приемы. Ведь это возможность блеснуть, почувствовать себя в центре внимания, показать свою красоту и такт. Вокруг нее собираются такие же люди - развратные и эгоистичные. Её отец, братья - все пусты и ограниченны. Писатель не видит смысл ее жизни, поэтому героиня рано умирает, общество ничего не потеряло в её лице. Итак, в романе писатель отразил свои взгляды на красоту и предназначение женщины. Он убеждён, что истинная красота - в богатом внутреннем мире, а духовная работа делает прекрасным самое уродливое лицо. За внешней оболочкой Элен ничего не стоит, а в некрасивых на первый взгляд Марье и Наташе - широкая и чистая душа. Они посвятили себя материнству и воспитанию детей, в чём, по мнению Л. Н. Толстого, и состоит высшее призвание женщины. Обновлено: Опубликовал(а): Юлия Рекетова Внимание! Спасибо за внимание.
|
|