Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Женские образы в романе «Война и мир» пример (Толстой Лев Н.)

В романе Л. Н. Толстого "Война и мир" одним из основных приемов является антитеза. Она применяется как в композиции романа, так и в описании образов героев. Это касается и женских персонажей. Их характеристика основана на противопоставлении двух полюсов, которые периодически сталкиваются. С одной стороны находится Наташа Ростова, княжна Марья, а с другой - Элен, Жюли, Соня, Вера, Анна Павловна Шерер и другие. Это столкновение неестественного света, внешней красоты, притворства с искренними героинями. Очевидно, что автору ближе именно последние женские персонажи, которые выражают основную мысль романа - мысль семейную. Идеалом женщины Л. Н. Толстого является хранительница домашнего очага, любящая и понимающая своего мужа героиня, не обязательно умная и образованная, но в первую очередь - чувствующая интуитивно, не скрывающая своих эмоций, естественная.

Более того, они некрасивы внешне, и это постоянно подчеркивается. И вместе с тем нам отчетливее показан их внутренний мир, переживания, являющиеся более ценными. Они описаны более настоящими и более близкими читателям.

Наташа - это постоянное движение, заражающее всех. Её внешние черты непривлекательны: "Черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка". Но в первом же эпизоде, где мы встречаем Наташу, она противопоставлена Вере и Соне. Всё внимание привлекают не они, более красивые, умные, а энергичная девочка: "Этот самый взгляд её иногда обращался на Пьера, и ему под взглядами этой смешной, оживленной девочки хотелось смеяться самому, не зная чему", - так Наташа влияет на окружающих, захватывая их своими чувствами, бьющими через край. Многие персонажи находят в ней душевное спасение: Андрей Болконский слышит их ночной разговор с Соней в Отрадном и понимает, что "жизнь не кончена в двадцать один год"; Николай Ростов слышит её пение и на время забывает о крупном проигрыше, она выходит замуж за Пьера и завершает его скитания, "связь с мужем держалась не теми поэтическими чувствами, которые привлекали его к ней, а держались чем-то другим, неопределенным, но твердым, как связь её собственной души с телом". Она стала единой со своим мужем и примером жены, женщины. Наташа отказалась от светских удовольствий и посвятила себя семье.

Такой же внешней непривлекательностью отличается и Княжна Марья: "Зеркало отразило некрасивое, слабое тело и худое лицо", но глаза - её главная внешняя черта: "действительно глаза княжны, большре, глубоки и лучистые (как будто лучи теплого мвета иногда снопами выходили из них), были так хороши, что очень часто, несмотря на некрасивость всего лица, глаза эти делались привлекательнее красоты".

Княжна Марья всегда готова жертвовать собой ради других, но не любит говорить о своих лишениях. Это видно, например, из её разговора с князем Андреем: она просит пожалеть княгиню Лизу и простить её слабости. Увидев Анатоля с мадемуазель Бурьен, она способна его простить и пожелать ему счастья. Выйдя замуж за Николая Ростова, она тоже выражает собой идеал жены. В разговоре с Николаем в эпилоге она чувствует, что муж не совсем прав в споре с Пьером, но поддерживает его: "Графине Марье хотелось сказать ему, что не о едином хлебе сыт будет человек, что он слишком много приписывает важности этим делам; но она знала, что этого говорить не нужно и бесполезно". Она также наравне с собственными детьми принимает Николеньку и страдает, оттого что не чувствует к нему любви в той же мере, как и к родному ребенку.

Совсем иначе описаны женщины из высшего света. Ими руководит стремление к выгоде, они неестественны и все похожи друг на друга. В их описании почти нет уточнения про духовные качества, главное - внешний блеск, красота, манеры. Анна Павловна Шерер управляет своим кругом, как механизмом: "Вечер Анны Павловны был пущен. Верертена с разных сторон равнодушно и не умолкая шумели".

Красивая и умная графиня Вера не привлекает внимание настолько, насколько это способна делать Наташа (причем делает она это естественно, не задумываясь). Сказанные при всех слова Веры были уместны и справедливы, но все за неё почувствовали неловкость. А её улыбка не красит лица, как красит лучистый взгляд Марьи её лицо: "Но улыбка не красила лица Веры...", "её лицо стало неестественно и оттого неприятно". Что касается Элен, то она была так же красива, но на ней чувствовался лак всех взглядов, а Наташа, наоборот, была впервые на балу и поражала своей открытостью, очарованием внутренней живости.

Важно противопоставление и в отношении патриотизма. В кружок Анны Павловны принимались из французов только закоренелые легитимисты, и здесь выражалась патриотическая мысль о том, что не надо ездить по французским театрам, то Наташа, например, действовала сразу, не рассуждая, уговорив родителей отдать подводы для раненных.

Таким образом, Л. Н. Толстой выделяет главные женские черты: искренность, естественность, отказ от обычных светских развлечений. Это женщины, дополнящие своих мужей, чувствующие мир интуитивно; не ищущие для себя выгоды в браке или в чем бы то ни было. Они обязательно способны к сочувствию и содействию. Все эти черты показаны в романе особенно контрастно благодаря антитезе. Женщины, противопоставленные свету, осознают ценность семьи и брака, становятся главной поддержкой своих мужей, берегут семью, пренебрегая своими интересами.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.