|
Своеобразие конфликта комедии «Горе от ума» (Грибоедов А. С.)Конфликт «Горе от ума» является воистину новаторским — вместо любовного, в основу был положен социальный – противоборство «старого», классического общества «новому», нестандартному; тому пример противостояние мнений Фамусова и Чацкого соответственно. Также в пьесе выложен и любовный конфликт: ошибочный выбор Софьи, предпочётшей Молчалина, а не Чацкого; переплетаясь, данные конфликты становятся единым целым, тем самым придавая напряжённости. Личная драма усугубляется отвержением от него общества, а социальная — предательством возлюбленной. Экспозиция — знакомство с обитателями дома Фамусовых, отношениями между ними, пронизанными ложью (Фамусов лицемерно пробирается в покои Софьи, хотя не должен этого делать; Лизанька пытается, обманув хозяина, скрыть похождения его дочери; Молчалин, что так нравится Софье, использует её). После наступает знакомство с Чацким и представление о его личности как об отличающейся от большинства — белой вороне в каком-то смысле. Завязка — появление Чацкого в доме Фамусова и его встреча с Софьей: своим открытым обличением Молчалина он вызывает негативное отношение Софьи к себе. Даётся понять: начало конфликта положено. Разговор с Софьей даёт начало любовному конфликту, а с Фамусовым — социальному. Этап развития сюжета: многие события в взаимоотношениях Чацкого с обитателями Фамусовского дома всё больше являют непохожесть Чацкого на большую часть общества, заканчиваясь высказыванием Софьи о помешательстве друга детства. Легче осудить человека, чем пытаться понять образ его мыслей и прислушаться к нему. Кульминация: обращение Чацкого к присутствующим на вечере, обличающее пороки общества и призыв задуматься и «открыть глаза» и игнорируемое обществом («все в вальсе кружатся с величайшим усердием») Развязка: после ярчайшей кульминации происходит развитие, кульминация и развязка любовной линии. Не в силах пережить боль от подлости Молчалина и предательства Софьи, Чацкий навсегда покидает Москву, Софья винит себя за роковую ошибку и отторжение Чацкого, а Фамусов понимает, что сплетни могут обернуться против него; зло не наказывается, добро не торжествует, финал открытый — новаторство Грибоедова (наравне с добавлением в пьесу реализма). Читатель выходит за рамки сюжета, прописанные автором, размышляя о нём; ощущает протяжённость времени и осознаёт диалектику жизни без иллюзий, решая сложнейшие вопросы социального бытия, как Чацкий. Обновлено: Опубликовал(а): hellbruhhh Внимание! Спасибо за внимание.
|
|