|
Смешон или трагичен финал комедии Фонвизина «Недоросль»? (Школьные сочинения)Комедия Д. И. Фонвизина «Недоросль» была написана в рамках такого литературного направления, как классицизм. Согласно правилам классицизма, герои делились на положительных и отрицательных, имели говорящие фамилии (Скотинин, Вральман, Стародум, Правдин и т. д. ), что помогало усилить нравоучительный тон произведения. В комедии «Недоросль» в лице Простаковой автором обличается по- местное дворянство, погрязшее в невежестве и безнравственности. Для создания данного образа Фонвизин использует сатирические приёмы. Он высмейвает взаимоотношения членов семейства Простаковых, слепую любовь Простаковой к сыну Митрофану, доводящую до того, что она серьёзно думает, будто Митрофан значительно преуспел в науках. «В грамматике он силён», с усмешкой замечает Правдин. Простакова показана невежественной, грубой и деспотичной помещицей, держащей в страхе своих крепостных крестьян. Подобное поведение, по мысли автора, должно быть наказуемо правительством. Момент справедливого возмездия показан драматургом в финале произведения. Простакова лишается власти: её имение отдают в опеку государству. Для помещицы это настоящий удар. К тому же от неё отказывается сын: «Да отвяжись, матушка, как навязалась». Прочитав финальные строки, мы пытаемся понять, с каким чувством они написаны. Смеётся ли, как прежде, Фонвизин над своей героиней. Безусловно, нет. Финал произведения не смешон, а скорее трагичен. Персонаж Простаковой — это, бесспорно, олицетворение зла. в финале степень обобщения данного образа достигает наивысшего момента. Об этом можно судить по следующему диалогу: Г-жа Простакова. Дай мне сроку хотя на три дни. Правдин. Ни на три часа. Подобный диалог достаточно распространённое явление в народной драме (например, про царя Максимилиана). Царь Максимилиан просил у Смерти дать ему житья хоть на три месяца, хоть на три дня. Но Смерть неумолима: «Не будет тебе сроку и на три часа. А вот тебе моя вострая коса». Наказание Максимилиана воплощает народное представление о том, что добро всегда побеждает зло. Простакова в связи с данной аллюзией представляет собой поверженное зло, которое не должно вызывать сочувствия. Но в то же время героиня не воспринимается как абсолютное зло благодаря любви к Митрофану, от которого ждёт понимания и поддержки, в ответ получает только грубость. Даже Правдин говорит Митрофану, что он несправедлив с матерью. Если подумать, то весь сюжет комедии основан на действиях Простаковой в отношении Митрофана, которые продиктованы тем, что-бы обеспечить сыну счастливое будущее. Не случайно поэтому «Недоросль» называют комедией воспитания. в финале героиня с её безнравственными воспитательными методами терпит полное фиаско. Читатель невольно задумывается над дальнейшей судьбой героини, которую, скорее всего, ждёт одиночество. Обновлено: Опубликовал(а): Островская Дария Внимание! Спасибо за внимание.
|
|