|
Почему праведничество Матрёны не замечено и не оценено окружающими? По рассказу А. И. Солженицына «Матрёнин двор» (ЕГЭ по литературе)А. И. Солженицын хотел назвать свой рассказ «Не стоит село без праведника». И хотя такое название не было пропущено советской цензурой, эта мысль была настолько важна для автора, что он помещает её в финале рассказа, создавая заключительный «смысловой аккорд». Главная героиня рассказа, как истинная праведница, проходит через множество страданий: потеря жениха, мужа, детей, болезни, отсутствие любви и понимания, но сохраняет незыблемыми свои нравственные ценности. Между тем Матрёну в её родной деревне праведницей вовсе не считали, наоборот, упрекали в том, что она плохо ведёт своё небольшое хозяйство. Поводом для подобных обвинений служила прежде всего её нечистоплотность. Никто не желал замечать, что, хотя Матрёна и не считалась инвалидом, она была серьёзно больна и во время приступов не могла даже подняться, не то что хлопотать по хозяйству. Вообще же Матрёна была трудолюбива и, как заметил поселившийся в её избе Игнатич, от всех обид и невзгод спасалась именно работой: копалась в огороде, таскала торф или шла по ягоды в дальний лес. А мыши и тараканы жили в её доме вовсе не из-за нечистоплотности, а потому, что Матрёна их не правила, видя в них божьих тварей и считая невозможным уничтожить чью-либо жизнь. В любом живом существе она усматривает некую ценность. Даже фикусы в её доме стоят на лучшем месте, возле окна, чтобы им хватало света. А во время пожара Матрёна не спасала свои немудрёные пожитки, а укладывала фикусы на пол, чтобы они не задохнулись в дыму. Особое отношение ко всем живым существам делает для неё неприемлемым тот способ улучшить своё материальное положение, которым активно пользуются односельчане. Матрёна не брала на откорм поросят просто не представляла, как можно будет зарезать живое существо, к которому успела привязаться. К тому же Матрёна привыкла довольствоваться малым. Например, она не заводит корову, потому что молока ей и от козы хватает, а заготовить сено для коровы на всю зиму ей не по силам. Она ни на что не жалуется, и даже похлопотать о назначении пенсии по утрате кормильца за погибшего на войне мужа её надоумили соседки. Аскетизм существования героини непонятен её односельчанам, которые меряются друг с другом богатством обстановки. Они не замечают, как погоня за наживой приводит к оскудению их душ. И даже на поминках по Матрёне все они, включая сестёр героини, не скорбят об усопшей, а нарочито демонстрируют своё горе, надеясь урвать долю от её наследства. При жизни же героини родственники и соседи Матрёны, будучи гораздо более здоровыми и обеспеченными, беззастенчиво пользовались помощью женщины, даже не предлагая вознаграждения за её труды. Например, жена председателя колхоза не просит, а приказывает, чтобы Матрёна вышла на общественные работы, хотя по старости и болезни она уже освобождена от этой обязанности. Интересно, что такое отношение к его квартирной хозяйке возмущает Игнатича, а сама Матрёна готова отдавать другим свои силы и душу. Она искренне радуется, что у соседей уродился прекрасный урожай, тогда как у неё самой «картовь» всегда мелкая, ведь свой огород она засевает слишком поздно, когда её помощь односельчанам уже не нужна. Всю свою жизнь Матрёна жила для других. Даже замуж за брата пропавшего без вести жениха она вышла вовсе не из-за дома, как подозревали многие, а потому, что успела полюбить пожилых, нуждающихся в помощи родителей Фаддея и Игната. Хотя её собственные дети умирали один за другим, свою нерастраченную материнскую любовь Матрёна вкладывает в Киру, дочку своего бывшего жениха. Она не возражает, когда Фаддей решает ещё при жизни Матрёны забрать завещанную Кире горницу, более того, даже помогает грузить брёвна. Такая самоотдача, почти самопожертвование, непонятна окружающим, которых волнуют лишь собственные эгоистические интересы. Особенно трагичен тот факт, что в характере Матрёны, по мнению А. И. Солженицына, ещё сохранились черты, во все времена определявшие нравственный облик русского крестьянина. А вот окружение Матрёны несёт на себе отпечаток новой эпохи, тех изменений, которые произошли в душе и сознании простого человека, оторванного от своих вековых корней, от прежних ценностей. Односельчане Матрёны, утратившие свой человеческий духовный облик (интересно, что в портретном описании Фаддея доминирует чёрный цвет и подчёркнуты звериные черты), просто не способны понять её доброту и душевную широту и воспринимают их как своего рода помешательство. Следовательно, Матрёна оказывается чуждой новых социальных обстоятельствах. Символично, что гибнет она под колёсами поезда: в русской литературе образ паровоза ассоциировался с новой эпохой, железным началом, разрушающим жизнь деревни. Таким образом, гибель героини становится отражением трагических размышлений писателя о судьбе праведничества в современном мире. Но ещё более трагичен тот факт, что даже Игнатич — единственный, кто это праведничество увидел, размышляет о нём уже после смерти Матрёны. Поэтому можно назвать ещё одну причину, приведшую к тому, что лучшие качества героини не были замечены окружающими: к сожалению, оценить человека, который находится рядом, люди часто способны только после его ухода. Обновлено: Опубликовал(а): Дария173 Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|