|
3 Почему праведничество Матрёны не замечено и не оценено окружающими? По рассказу А. И. Солженицына «Матрёнин двор» (ЕГЭ по литературе)Рассказ А. И. Солженицына «Матрёнин двор» относится к литературному направлению реализм, так как раскрывает самобытность жизни русской глубинки в середине двадцатого века. Изначально писатель задумал назвать своё произведение «Не стоит село без праведника», однако такой заголовок был воспринят как слишком назидательный. Тем не менее, этим праведником является главная героиня — Григорьева Матрёна Васильевна — простая и добрая пожилая женщина. Герой-повествователь Игнатич устроился на работу учителем в деревне Тальново и поселился в доме Матрёны. Он быстро обжился со старушкой и нашел с ней общий язык. Кроме того, именно учитель был способен увидеть отличие Матрёны от остальных жителей деревни, так как находился рядом с ней и мог наблюдать её быт изнутри. Она много трудилась и старалась всем помочь, не требуя ничего взамен, однако местные не видели в этом доброты или благого намерения с её стороны, а лишь пользовались этим и даже удивлялись: «"...глупая, помогала чужим людям бесплатно...". Так происходило потому, что никто из окружения Матрёны не обладал таким великодушием и самоотверженностью, как и она сама, они просто не могли понять сущность её тяги к самопожертвованию и оценить это. Игнатич стал новым человеком в деревне, поэтому ему было легче заметить праведное поведение Матрёны, ведь другие жители Тальново уже привыкли к ней и к её самоотдаче. Они относились к ее поступкам как к должному и обычному, об этом свидетельствует и бесцеремонная просьба жены председателя: «Товарищ Григорьева! Надо будет помочь колхозу!». Даже несмотря на то, что Матрёна давно там не состояла, она согласилась, пересилила себя ради блага других. Не менее важным становится и тот факт, что жена председателя пришла к «праведнице», когда все остальные женщины отказали в помощи. Соответственно, старушку всегда расценивали как безотказного человека, готового прийти на помощь. Также помешал односельчанам заметить праведничество Матрёны и их низкий уровень интеллекта. Они были слабо развито духовно. Выросшие в нищете и убогости, жители Тальново стремились к накопительству, чтобы прокормиться и просуществовать. Однако «праведница» не была такой, она не ставила основной ценностью материальные блага: «...за обзаводом не гналась; и не бережная…». Матрёна находила счастье в помощи людям и в ощущении своей необходимости и полезности обществу. Даже после её смерти, родственники и близкие люди в диалогах между собой рассуждали о своих корыстных планах о разделении имущества умершей. Разные ценностные ориентиры помешали обществу понять и оценить поступки Матрёны Васильевны. Главная героиня рассказа «Матрёнин двор» стала символом русского духа и национального характера. Она человек с чистыми и благими помыслами, которые, к сожалению, остались не оцененными близкими для неё людьми потому, что их духовный мир значительно отличался. Они не воспринимали самопожертвование Матрёны как нечто ценное и значимое, так как привыкли к её поступкам и просто пользовались добротой старушки для достижения своих целей. Обновлено: Опубликовал(а): Веста Левандовская Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|