|
Платон: «Во всех государствах справедливостью считается одно и то же, а именно то, что пригодно существующей власти» (ЕГЭ обществознание)Оценка эксперта внизу Основная идея высказывания состоит в том, что способы и методы воздействия государственной власти на общество политики часто пытаются преподнести населению как необходимую и должную меру, без которой порядок и стабильность невозможны. Понятия о том, что законно и допустимо, а что незаконно и запрещено устанавливаются в зависимости от интересов правящей верхушки и становятся основой жизни граждан. Этим объясняется разнообразие форм государства в современном обществе. Для более глубокого понимания темы высказывания обратимся к теории. Политическая власть — это право, способность и возможность какого-либо лица или группы отстаивать и претворять в жизнь определенные политические цели и интересы, опираясь на силу, авторитет и право. От других видов власти политическую отличает многоресурсность, верховенство, всеобщность и моноцентричность. Важным признаком является легальное использование силы в пределах определенной территории, то есть на территории государства. Государство — это особая форма организации политической власти, осуществляющая управление обществом, поддерживающая в нем порядок и стабильность и обладающая суверенитетом. Признаками государства являются суверенитет (способность государственной власти самостоятельно и независимо осуществлять свои функции как внутри страны, так и за её пределами), единая территория, законодательная деятельность, налогообложения, публичная власть и др. Форма государства — это совокупность основных способов организации, устройства и осуществления государственной власти на территории страны. Формы государства — это форма правления (республиканская, монархическая), форма государственно-территориального устройства (федерация, конфедерация, унитарное государство) и политический режим. Политический режим характеризует те методы и способы, при помощи которых государство воздействует на общество, то есть это отражение отношений между властью и рядовыми гражданами. Выделяют демократический и недемократические режимы. Для демократии характерно народовластие, наделение граждан широким кругом прав и свобод с гарантией их соблюдения, принцип большинства и право меньшинства на оппозицию, развитое гражданское общество. В условиях демократии граждане оказывают сильное воздействие на политический курс в стране, поэтому понятие справедливости в таких странах во многом зависит от воли народа и определяется им самим. Для авторитарного режима характерна неподконтрольная гражданам власть, имеющая признаки диктатуры одного человека или группы лиц, монополизация политики при относительной свободе в других сферах, условия для создания реальной оппозиции отсутствуют, а права и свободы граждан не гарантированы. Убеждение играет важную роль в авторитарном обществе, властная верхушка оказывает психологическое давление на население, убеждая их в необходимости контроля за политической сферой, поэтому граждане могут и не стремиться к ограничению власти правящих кругов. Тоталитарный режим подразумевает полный контроль государства над всеми сферами общественной жизни и над частной жизнью граждан, монопольное право на власть единой массовой партии, централизованная экономика, однопартийность, наличие единой общеобязательной идеологии. Такой режим кажется непривлекательным большинству людей, но люди, выросшие в условиях тоталитаризма, могут и не задумываться я о том, что их права и свободы не реализуются. Даже массовые репрессии могут считаться нормой, если правящая верхушка представляет это как необходимую меру для поддержания порядка. Таким образом, в каждом государстве люди имеют собственные представления о том, что справедливо, а что ложно и должно быть искоренено. Во многом это объясняется психологией населения и сложившимся политическим режимом, а также историческими традициями и обычаями. Примером того, когда в разных государствах складываются совершенно разные представления о справедливости может послужить сравнение петровской России и западноевропейских стран в начале XVIII века. Пётр I ввёл в России категорию посессионных крестьян, то есть людей которые приписывались к заводу и были от него неотделимы. Они становились "живым инвентарем" на предприятиях. Высшие слои российского общества (дворяне) считали подобное отношение нормой. А в странах западной Европы, напротив, развивались гуманистические и либеральные идеи. Исчезал подневольный труд и формировалось представление о равенстве всех людей. На данном примере видно, что понятия о гуманности, справедливости в каждом государстве свои. Примером того, когда в стране существуют отличительные, присущие ей представления о законности и беззаконии, может послужить пример из общественной жизни. Так в Северной Корее действуют правила и нормы, которые не понятны тем, кто вырос в демократическом обществе. Например, все граждане должны слушать радио правительства в любое время. Его выключение запрещено. Тот, кто нарушает это правило, считается врагом народа и подвергается наказанию. Таких безумных законов в Корее очень много, однако митингов и протестов в этой стране не бывает. Дело в том, что людям с детства прививаются подобные положения в законодательстве как абсолютная норма. На данном примере видно, как справедливым считается то, что установлено правящей верхушкой. В заключение хочется ещё раз подчеркнуть, что между проводимым властью курсом и политико-правовым сознанием людей существует тесная связь. Обновлено: Опубликовал(а): Ekspert Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|