Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Раскол поэзии середины XIX века и стихотворение «Поэт и гражданин» Часть 1 (Некрасов Н. А.)

Середина XIX века — знаковый период в судьбе русской поэзии: это активное осмысление её сущности, её назначения, обогащение и углубление ее новыми темами, интенсивное развитие, правда, часто в двух обособленных направлениях…

С 1842 года (когда вышло последнее издание стихотворений М. Ю. Лермонтова и последняя книга стихотворений Е. А. Баратынского «Сумерки») в течение десяти лет русская поэзия была не то что «в сумерках», её вообще не было.

Поэзия писалась, но она не замечалась или не одобрялась критикой (вспомним «Мечты и звуки»

Н.

А. Некрасова, «Лирический пантеон» А. А. Фета, «Стихотворения» Ап. Майкова, литературные опыты начинающих поэтов А. К. Толстого, Я. П. Полонского, Н. П. Огарева). Однако в середине 50-х гг. ситуация меняется: поражение России в Крымской войне, смерть Николая I, грядущие реформы обусловили общественный подъем, оживление общественно-политической и духовной жизни страны.

Раскол в поэзии возник в процессе спора о пушкинском наследии; он начинался на критической арене (полемика А. В. Дружинина и П. В. Анненкова с Н. Г. Чернышевским о пушкинском и гоголевском направлении в развитии русской литературы). Затем подхватили его и поэты. Представители обоих лагерей доказывали свою правоту строками из Пушкина. Сторонники «чистого искусства» вспоминали стихотворение «Поэт и толпа»:

Пушкинское творчество утверждало и первый, и второй тезис, но в гармоническом единстве; в середине же века в атмосфере бурной общественной жизни художественная гармония разошлась по двум полюсам. Поэтическую полноту ощущения бытия можно было сохранить, только уходя от гражданских бурь современности, и Фет уходил. Гражданская же поэзия во имя «добрых чувств» и нужных современному обществу дел должна была отказаться от гармонического пушкинского мировидения, и она отказывалась. Драматизм противостояния гражданственности и искусства, переживание невозможности современного искусства воплощать в себе гармоничность, полнокровную поэтическую красоту воплотило в себе стихотворение

Точно замечает М. Н. Бойко: «Пушкинский Поэт может мирно расстаться с Книгопродавцем, условившись о цене рукописи. Лермонтовский Писатель всё ещё может укрыться от Читателя и Журналиста за плотно закрытыми дверями и тщательно занавешенными окнами своего кабинета. Но Поэту Некрасова от Гражданина никуда не уйти». Это было неизбежностью нового времени, новых ритмов общественной жизни.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.