|
Герои Чингиза Айтматова тревожат нашу совесть (Школьные сочинения)
Я в мире книг Чынгыза Айтматова, спутника жизни, кормильца дум и выразителя чувств нашего поколения. Я живу вместе с его героями и вместе с ними пытаюсь ответить на все острые и неотложные вопросы о совести, о мире, культуре природы. Меня околдовывает тот мир гор и степей, где разворачиваются события, откуда исходят герои. Мне, вступающей в жизнь, книги Чынгыза Айтматова дают добротный материал, где многие проблемы поставлены без обмана, да и решение дается искреннее. Они питают дух думами, душу — переживаниями, воображение — красотой, тревожат мою совесть. Я погружаюсь в духовный простор героев Чынгыза Айтматова: Толгонай — это словно сама Киргизия. Старая мать, которая всегда была оплотом киргизских родовых устоев, жертвует для спасения большого отечества своими кровными детьми, а всю силу любви переносит на совершенно чужого ей по крови и даже по родовым взглядам ребенка, позорно прижитого её невесткой. «Вот и думаю, как быть, как сделать, чтобы не повернулся он к жизни спиной, а всегда прямо смотрел ей в глаза», -говорит она, разговаривая с полем. А жизнь не баловала Толгонай. Она даже не верит тому, что столько вынесла, и спрашивает подтверждения у поля, которое все видело.
Я открываю настежь окно. Поток свежего воздуха врывается в мою комнату. Передо мной новый герой- Дюйшен, человек удивительно красивой и мужественной судьбы. В далеком 1924 году появился он в небольшом аиле оседлых бедняков. Запас книжных знаний Дюйшена, приобретенных в Красной Армии, был более чем скромным, но этот парень в солдатской шинели постиг высшую науку — ленинскую правду. Дюйшен строит школу из бывшей конюшни. Никто сюда не ходит, и все вокруг поросло репьем за колючками. Вот он уговаривает жителей аила отдать детей в школу. Я мысленно присутствую на его уроке и слышу: «Я научу вас, дети, читать и считать, покажу, как пишут буквы и цифры. Буду учить вас всему, что знаю сам». Вот он на руках переносит через речку малышей, чтобы ледяная вода не обжигала им ноги, а в это самое время на свежих конях, самодовольно, усмехаясь, проезжают богатые в красных малахаях и овчинных шубах. Как он мог отважиться на такое, поистине великое дело, не имея под рукой ни единого учебника, жизненного опыта вступить в единоборство с невежеством, бескультурьем, строить град духовного мира силой подвига? Мне жаль Дюйшена, но я завидую ему. Из-за тягости к идеалу, начинает он выстраивать духовный град. Он сам чистое воплощение связи и единства. В чистом и свежем воздухе звуки особенно явственны. И чудится мне, что откуда-то издалека слышится звон колокола. Это звук памяти- памяти о первом учителе. Уже давно нет на пригорке школы Дюйшена. Но сохранилась народная легенда об учителе в шинели и буденовке. Из его школы выросли чудесные люди: агрономы, инженеры, даже профессор Алтынай. Можно ли быть равнодушным к таким людям? Человек не имеет права на короткую память! Пусть колокол памяти продолжает звонить. Пусть памятник первому учителю будет памятником всему учительству! Время и мораль, совесть и тщеславие, добро и зло, правда и ложь. Нравственность нашего поколения находится сейчас в поле высокого напряжения, когда многое из истинного и ложного нуждается в резком разделении, и острота проблем нравственности вызвана теми переменами, которые происходят в нашем обществе. На перемены настроены все сферы жизни. И личность каждого отдельного человека не может не интересовать общество. На насущную необходимость нравственного обогащения указывает мне и образ Едигея. Он прожил тяжелые годы истории: фронтовик, был тяжело контужен на войне. Едигей работает добросовестно, бескорыстно, не требуя никаких компенсаций за свой сверхурочный труд. Не в чем упрекнуть себя Едигею: всегда он был там, где трудно, не бежал от работы, ни разу не покривил душой. Да, жил он там, хуже чего не бывает, но совесть его не может позволить хоть на миг почувствовать усталость или слабость на ответственном участке работы. Он знает, что от него зависит экономическое пульсирование страны, и поэтому он бескорыстно отдает всего себя без остатка на пристанционном участке, как бывало на фронте при последней атаке. Едигей добр, он творит добро и верит в торжество добра. Каждый поступок, каждый свой шаг, каждое свое дело он вершил, измеряя мерой совести. Он часто вспоминал те дни, когда они с Казангапом были молоды и являлись главными постоянными рабочими на разъезде, другие-то не очень задерживались на Боранлы — Буранном, как приходили, так и уходили. «А ради чего? Да, действительно, ради чего? Ради того, что я остался жить, ради детей моих, жены моей Укбалы, друга моего Казапгапа, ради всех людей, ради земли нашей», — так думал Едигей. Наткнувшись на преграду, которая помешала выполнить завет друга, он начинает отстраивать легендарное кладбище, потому что это не просто кладбище Ата-Бейит- это история народа, его далекое прошлое. А новые варвары построили на нем космодром, где таились ракеты — работы. Заботясь о сохранении прошлого, Едигей пытается сберечь людям их будущее. Такова его жизненная позиция: острое ощущение личной ответственности перед будущим. Стоя у развернутой могилы Казангапа, в безлюдном и диком месте, потому что не удалось похоронить его на завещанном кладбище, Едигей говорит: «Вот и настал час разлуки. Прости, что долго не могли определить тебя на место. Но не думай, я это дело не оставлю так. Пока жив, не промолчу. Уж я им скажу». Перечитывая любимые страницы Чынгыза Айтматова, я думаю, что не всегда мы берем власть над собой, стараемся не слышать голоса совести, обманываем себя, что живем правильно. Почему в одинаковых условиях один вырастает добродетельным, а другой — способным на дурное? Да, действительно, и видим, и понимаем, что с улучшением жизни теряем свою непримиримость к недостаткам. «Нет, не имеем права», — говорю я себе и думаю о другом герое — Авдии Каллистратове, который не боялся поступать праведно и быть одним в поле воином. С жаждой образумить людей пророческим словом опускается наш герой в самые низы, на дно, к подонкам общества. Гонцы за анашой бьют Авдия, а он их любит, жалеет. Авдий погибает в единоборстве с преступниками. «Нет, — думаю я, — он должен жить, ведь нужно бороться с преступностью». Но тогда должно быть много Авдиев?!». Вникнув в духовный мир героев Чынгыза Айтматова, я понимаю, что жить и поступать по совести не всегда бывает легко, но именно благородство совести дает жизнь общества одухотворенной идеями и мечтой, позволяет держать в чистоте вечные заповеди нравственности. Да, человек постоянно находится перед выбором. Отсидеться, выждать или вступить в драку за справедливость? Всё зависит от убежденности в своей правоте, от характера, от боли за других. Думая о будущем, вновь и вновь возвращаюсь к героям Чынгыза Айтматова: Толгонай, Дуйшеню, Едигею, Авдию и другим. Нет, я не должна отходить от принципов, которыми они руководствовались в жизни. Добросовестный труд на благо общества, гуманные отношения и взаимное уважение между людьми, честность и правдивость, непримиримость к несправедливости воспитывают эти герои в людях. Герои Чынгыза Айтматова тревожат нашу совесть… Обновлено: Опубликовал(а): Aidai Almazbek Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|