|
Философское осмысление нравственных и экологических проблем современности (по роману Ч.Айтматова «Плаха») (Школьные сочинения)Человек, конечно, хозяин природы, но не в смысле ее эксплуататора, а как ее понимающий и несущий нравственную ответственность за сохранение и совершенствование в ней (а, следовательно, и в себе) всего живого и прекрасного. А.С. Арсеньев Еще с древности человек живет и зависит от природы. Однако с развитием современного общества, человек научился влиять на нее. К сожалению, такое влияние порой приводит к катастрофическим последствиям. Загрязнение воздуха, воды и почвы, глобальное потепление, истребление животных видов – во многом из этого причастен только человек. Такая деятельность не могла не коснуться литературы. Этой теме посвящены многие произведения, в частности таких писателей, как Чингиз Айтматов, Виктор Астафьев, Валентин Распутин и другие. Одним из самых известных и, на мой взгляд, ведущих произведений Чингиз Торекуловича Айтматова, которое затрагивает нравственные и экологические проблемы современности, является роман «Плаха». По вине людей страдает волчица Акбара и ее детеныши. Однако, как показано в произведении, несмотря на всю злость и ненависть, переполняющие ее, она стоит выше этого. Я уверен, что очеловеченный образ волчицы поставлен над самим человеком, чтобы показать благородство природы. Живя в ней и влияя на нее, человек должен знать себе меру. «Лишь человеку дан иной удел: хлеб добывать в труде и мясо взращивать трудом - творить для самого себя природу», - пишет Айтматов. Ведомые нескончаемой потребностью и жаждой власти, люди переходят все границы и нарушают мировой баланс. Расстрел сайгаков в произведении показывает, что ради денег человек готов пойти на преступление против самой природы. Человек, возможно сам того не понимая, тесно связан с природой. Проявляя жестокость к природе и уничтожая ее плоды, человек убивает в себе человечность. «А ведь еще перед каждым человеком стоит неизбывная задача - быть человеком, сегодня, завтра, всегда», - пишет Айтматов. Быть человеком – значит, имея силу и власть, заботиться о слабых и неспособных себя защитить. Ведь человек, по мнению писателя, является частью природы. Забывая это, он нарушает природную гармонию, что приводит к неизбежной беде. «Сколько земли, сколько простора и света, а человеку все равно чего-то недостает, и прежде всего — свободы…» Еще одна актуальная проблема современности, описанная в романе, - это наркомания. Через образ Авдия Каллистратова писатель призывает людей опомниться и остановить распространение этого опасного оружия, которое губит людей изнутри. «За неимением иного счастья кайф его горький заменитель», - говорит Гришан, один из наркоторговцев. Но я считаю, что это не только не может заменить настоящего счастья, но и вредит человеческой психике и здоровью. Авдий, ставший посланником мысли автора, пытается всеми силами открыть глаза людям на жестокую реальность, на то ужасное состояние, в котором они находятся. Однако его распинают в саксауле, подобно Христу, который принес себя в жертву ради добра и истины. Я полностью согласен с точкой зрения Айтматова и верю, что долг человека заботиться о природе. Вредя природе, человек вредит самому себе и окружающим его. Однако, как говорил известный писатель А. И. Герцен «природа не может перечить человеку, если человек не перечит ее законам…». Мы должны учиться у нее, изучать ее и всеми силами стремиться жить с ней в гармонии, ведь, как писал Л. Н. Толстой «Счастье – это быть с природой, видеть ее, говорить с ней». Обновлено: Опубликовал(а): Chinese_Brandon Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|