Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Типы эпических героев «Илиада» и «Энеида» (Античная литература)

История западной литературы начинается с “Илиады” — знаковой героической поэмы Гомера. Его традицию впоследствии продолжил Вергилий, написав “Энеиду” — произведение, одновременно верно следующее традиции, заложенной Гомером, и при этом уже переосмысляющее наследие древнегреческого эпоса. Как Гомер в “Илиаде” воспевает Ахилла и его гнев, так Вергилий пишет об Энее. Именно потому что эти два произведения связаны на фундаментальном уровне и являются частью одной традиции, будет удобно сравнивать их главных героев. В своем эссе я собираюсь доказать, почему Ахилл и Эней, несмотря на свои различия, оба являются типичными эпическими героями.

Перед анализом самих произведений, стоит отметить, что эпический герой — это особый тип персонажа, наделенный рядом качеств, в целом общим для большинства эпических традиций мира.

Для удобства рассмотрения разделим их на три категории: 1) рождение и происхождение героя; 2) его физические качества и окружение; 3) его судьба, жизнь и смерть.

Начнем с самого начала — с рождения героя. Чаще всего само его происхождение уже отмечено какой-то особенностью — будь он потомком богов, или какая другая магическая сила связана с его появлением на свет. Из “Илиады” (а также из самого цикла Троянских мифов) мы знаем, что Ахилл был сыном правнука Зевса Пелея и дочери морского бога Нерея Фетиды, что закрепляет его божественное происхождение по линиям обоих родителей.

В этом плане обстоятельства рождения Энея практически совпадают с таковыми у Ахилла. С одной стороны, по мужской линии Эней был потомком Дардана, сына Зевса. С другой стороны, его матерью была богиня любви Афродита. Это дает нам такое же “двойное” божественное происхождение, как и у Ахилла.

Но особенности героя не заканчиваются на его необыкновенном рождении. Ввиду всесторонней уникальности эпического героя, он обычно не воспитывался в семье, а отдавался мифическим существам до определенного возраста. Так, Ахилла воспитывал кентавр Хирон, кроме того научивший будущего героя Троянской войны лекарству

Илиада 11. 830-835

Эней же до пяти лет воспитывался нимфами, и лишь потом был отдан его отцу Анхису.

Из необычайного рождения и воспитания эпического героя происходит его другая важная особенность — это его сверхчеловеческая сила и неуязвимость. Согласно мифу, после рождения Ахилл его мать искупала его в водах реки Стикс, тем самым сделав все его тело неуязвимым для оружия - кроме пятки, за которую она его держала (стоит отметить, что однако эта часть мифа не вошла в повествование Гомера). Неуязвиость Энея проявляется немного в ином: его тело подвластно ударом оружия, но убить его нельзя ввиду покровительства богов. Пока Эней не выполнит свою “высшую” функцию - не станет родоначальником Рима, боги постоянно помогают ему (например, Нептун успокаивает бушующее море, тем самым спасая флот Энея от разрушения

Энеида 1. 125-137

Сверхчеловеческая сила кроме того что не дает герою погибнуть от руки обычных смертных, также позволяет им использовать божественное оружие. Так, одним из главных сходств Ахилла и Энея является то, что они оба получают выкованный богами щит от своих матерей. Не считая того, что только их владельцам под силу поднять эту часть брони, оба щита являются настоящими произведениями искусства — на них изображены множества сцен из истории, мифов и быта их народов, и их описаниям посвящается множество строк.

Эпического героя от других отличает также наличие связанных с ними определенных типов персонажей — спутника, архиврага, женщины, ставшей причиной конфликта.

В первом пункте — наличии лучшего друга-спутника, который сопровождает героя во время его подвигов — лежит первое серьёзное различие двух персонажей. Так, связь Ахилла и Патрокла была настолько сильна, что смерть последнего открыла глаза сыну Пелея на последствия собственной гордыни и гнева и, в каком-то смысле, переломила весь ход Троянской войны. Эней же в этом плане герой-”одиночка”. Несмотря на то, что порой его сопровождают различные спутники (на подобии, как Одиссея сопровождали его отряды), у него нет персонажа-субститута.

Ещё одной важной чертой эпического героя является существование “главного соперника”, их архиврага. У Ахилла это Гектор — такой же “богоподобный” герой, человек, от которого зависило, устоит ли Троя или падет. С его смертью в поединке против Ахилла судьба Илиона была закреплена. Архиврагом Энея является Турн, под эгидой которого объединяются все племена, выступающие против троянцев. С убийством Турна больше ничто не угрожает будущему римскому государству.

Типичным для эпического героя является конфликт с женщиной или из-за женщины. Так, самый гнев Ахилла, который и воспевает Гомер, был вызван тем, что Агамемнон вероломно отнял у него его законную добычу — жрицу Брисеиду. Эней же имеет даже не один, а два конфликта, связанных с женщинами. Во-первых, это роман и последующая размолвка с царией Карфагена Дидоной (этим столкновением автор “Энеиды” объясняет вечную вражду Рима и Карфагена). Из-за неудачной любви Дидона убивает себя. Во-вторых, вторым центром конфликта становится Лавиния, дочь царя Латина. Изначально обещанная Турну, оно становится женой Энея, что только сильнее подогревает вражду двух персонажей

Переходя к судьбе и жизни эпического героя, надо сказать главной его функцией является совершения “подвига”. Это не обязательно должна быть победа над чудовищем — подвиг героя может быть принесением какого-то блага окружающим. В ответ на это герой получает славу — его имя обесмертивается в веках. Для Ахилла таким подвигом является победа над Гектором и последующие взятие Трои. Причем даже несмотря на предсказание, что совершение подвига обернется смертью, Ахилл идет на него, так это обещает ему вечную славу. “Подвигом” Энея является основание римского государства.

Практически обязательной для эпического героя является трагическая судьба. Ахилл был рожден, чтобы умереть молодым или состариться безызвестным; Эней претерпел множество бед, чтобы в конечном счете основать Рим.

К трагической судьбе эпического героя также относится его, часто предопределенная, смерть. Сначала умирает лучший друг Ахилла Патрокл, его герой-субститут; потом умирает и он сам, пораженный в пятку, его единственное уязвимое место. Эта судьба была предсказана его матери Фетиде ещё при его рождении, и хоть она постоянно пыталась предотвратить этот исход, в итоге он погиб, предпочтя славу долгой жизни.

Однако в трагической смерти лежит второе главное различие двух персонажей, ведь Эней в конце вергилиевской поэмы остается жив — более того, произведение заканчивается тем, что последний празднует победу над своим заклятыми врагом. Но если копнуть чуть глубже, можно предположить, что в конце поэмы Эней все же в какой-то степени умирает — точнее, умирает Эней-милосердный царь, которого мы видим в начале “Энеиды”, и место его занимает безжалостный царь, в конце убивающий побежденного врага, который просит у него пощады. Если сопоставить финальные сцены “Илиады” и “Энеиды” (как то, возможно, и предполагал Вергилий), то поражает, как разительно отличается их тон. В одном мы видим примирения Ахилла с троянским царем Приамом, их слезы и объятия. Любовь отца к сыну смягчила нечеловеческий гнев героя, заставив его смилостливиться над стариком.

Эней же не переживает такой момент катарсиса.

Интересна последующая судьба героев. Со смертью Ахилла безвозратно уходит величайший греческий герой, равного которого в армии Агамемнона уже не будет. При этом единственный сын Ахиллеса, Пирр, также согласно мифу умирает, не успев оставить детей, и таким образом род Ахилла прерывается, оставляя истории только свое имя. У Энея всё по-другому. Даже после его смерти его кровь будет жить в его потомках, сначала в Ромуле и Реме, потом во всех римских правителях, возводивших свой род к легендарному эпическому герою.

В итоге, подробно проанализировав два эпических произведения — “Илиаду” и “Энеиду”, а также примыкающие к ним мифы, мы можем сказать, что и Ахилл, и Эней относятся к типу эпического героя и имеют соответствующие ему характерные черты, связанные с их рождением, жизнью и смертью. Однако при этом же два персонажа имеют несколько коренных различий, что показывает развитие эпической традиции.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.