|
8. Какой смысл заложен в слове «злонравие» в комедии Д. И. Фонвизина? 9. В каких произведениях отечественной прозы раскрывается тема «злонравия достойные плоды»? (ЕГЭ по литературе)8. Д. И. Фонвизин в комедии "Недоросль" вкладывает в слово "злонравие" особый смысл и раскрывает данное понятие через образы отрицательных героев. Одной из них является госпожа Простакова — грубая и необразованная женщина, страстно желающая подчинить себе окружающих. Она жестоко обращается со своими слугами, оскорбляя и унижая их: называет няню Еремеевну "старой хрычовкой", а Тришку "скотом" и "мошенником". Однако героиня получает наказание за свои поступки: её дом и деревни переходят под опеку Правдина. Чтобы показать эмоциональное состояние госпожи Простаковой, автор использует в её реплике риторическое восклицание "Один ты остался у меня, мой сердечный друг, Митрофанушка!". Более того, понятие "злонравие", значение которое объясняет Д. И. Фонвизин, раскрывается не только через черты характера главной героини, но и с помощью внутреннего мира сына госпожи Простаковой, его отношения к окружающим. Митрофан — ленивый и грубый юноша, который не стремится к знаниям и совершенствованию. Ему безразличны переживания и страдания собственной матери, нежно любящей его: "Да отвяжись <...> как навязалась..." — автор показывает равнодушие и душевную пустоту героя. Данный персонаж — "плод" лицемерия и невежества. Таким образом, понятие "злонравие" в комедии "Недоросль" означает жестокость, невоспитанность и отсутствие уважения к старшим.
9. Во многих произведениях русской литературы показаны "злонравия достойные плоды". Не стал исключением и А. С. Грибоедов. В комедии "Горе от ума" Алексей Молчалин покорно следовал отцовскому наставлению: "угождать всем людям без изъятья...", вследствие чего становится подлым и коварным человеком, желающим извлечь собственную выгоду. Подобно Митрофану, данный герой лицемерен и двуличен: он встречается с Софьей ради "должности", но сам тайно влюблен в служанку Лизу и настойчиво пытается добиться её взаимности, а Митрофан в финале пьесы, осознавая, что его мать лишается власти, предает её: "Да отвяжись <...> как навязалась...". Однако если Молчалин ведет себя робко и тихо, даже когда его "бранят", и крайне любезен с окружающими, то фонвизинский герой из-за вседозволенности пренебрежительно относится к взрослым, оскорбляет няню Еремеевну, а в конце комедии говорит обидные слова своей матери. Размышляя над данной темой, нельзя не упомянуть и драму "Гроза" А. Н. Островского, в которой также явлены "злонравия достойные плоды": дети Марфы Кабановой — жестокой и властной женщины — росли и воспитывались в атмосфере "темного царства", в результате чего стали безвольными людьми, способными на обман. Подобно Митрофану, Тихон в финале произведения относится к матери с пренебрежением: он впервые осмеливается упрекнуть Марфу Игнатьевну, винит её в смерти жены, а фонвизинский герой, осознавая, что госпожа Простакова остается ни с чем, отвергает её: "Ды она как будто неведомо...". Однако если Митрофана после грубых слов, сказанных матери, осуждают окружающие, то Тихона — никто, кроме самой Марфы Игнатьевны. Таким образом, Д. И. Фонвизин, А. С. Грибоедов и А. Н. Островский изображают "злонравия достойные плоды" в произведениях. Каждый автор по-своему раскрывает проблему воспитания, внутренний мир детей и их родителей. Обновлено: Опубликовал(а): Diana Golubeva Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|