|
Проблема отрицания традиционных жизненных ценностей в тексте А. И. Герцена 3 вариант (ЕГЭ по русскому)Вся жизнь человеческого общества — это непрерывный процесс движения вперед, связанный с прогрессом в науке, технике и совершенствованием социальных отношений. Общество становится лучше в результате борьбы различных идей. Старое, как правило, уходит в прошлое, а на смену ему приходит новое, революционное. Но всегда ли старые идеи и жизненные ценности настолько плохи, что от них нужно отказываться? Насколько оправданно такое отрицание, отказ от всего традиционного, проверенного временем? Именно эти вопросы ставит в данном тексте известный русский писатель-демократ девятнадцатого века Александр Иванович Герцен. Проблему отрицания традиционных жизненных ценностей автор рассматривает на материале воспоминаний о человеке, которого он лично знал. Кроме того, этот реальный человек стал прообразом внесценического персонажа в комедии «Горе от ума» А. С. Грибоедова. Читая герценовские воспоминания о Химике, мы чувствуем сомнения в необходимости отрицания старых ценностей. Почему? Потому что герой, поставивший для себя цель изучить естественные науки (в этом-то нет ничего неприятного или плохого), забывает про духовное начало в человеке: «…он просто не верил в людей, то есть верил, что эгоизм — исключительное начало всех действий»… а «на человеке так же мало лежит ответственности за добро и зло, как на звере»… Повествователя-рассказчика возмущает материализм «ботаника». Такое пренебрежительное отношение к личности связано с восприятием человека как биологического существа, с уподоблением его неразумному животному. Более того, как показывает автор, этот физиологический подход Химик распространяет и на взаимоотношения людей — любовь, семью и дружбу. О браке он «говорил с ужасом» и гордился наивно, по-глупому, тем, что не любил ни одну женщину. Впрочем, тут есть некоторое противоречие: он всё же с трепетной нежностью относится к старушке-матери. Это естественное для человека чувство. Природа указывает ему на ошибочность взглядов, да только он это указание не замечает и игнорирует. Повествователь называет его «охлаждённным человеком», и это вызывает некоторую жалость, сочувствие к герою-материалисту - может быть, не умеет глубоко любить и не умеет радоваться жизни? Проявляя излишнюю твёрдость в своих убеждениях, Химик смотрит на жизнь однобоко, не проявляет гибкости ума. Эти особенности мировоззрения и характера героя, которые подробно анализирует автор текста, подтверждают значимость проблемы соотношения традиционного и нового в общественной и личной жизни человека. Публицист Герцен приводит читателя к важному итогу: крайний материализм, который соединяется с отрицанием традиционных нравственных ценностей, может привести человека к одиночеству, так как не вызывает одобрения у окружающих. Я согласна с позицией автора. Действительно, нигилизм как жизненная позиция может ввергнуть человека в бездну недоверия к людям, в бездуховность, выражающуюся в отсутствии высоких, благородных идеалов. Жизнь может наказать такого человека. Давайте вспомним нигилиста Евгения Базарова из романа И. С. Тургенева «Отцы и дети». Студент-разночинец проходит не один круг испытаний, и жизнь приводит его к пониманию того, что он был не прав. Перед смертью Базаров романтически, по-настоящему влюбляется в Анну Сергеевну Одинцову, теряет друга Аркадия Кирсанова, который отказывается от идей нигилизма. У героя остается только вечная любовь родителей и вечная душа. Несмотря на стремление изменить мир с помощью новых революционных идей, что особенно характерно для человека в молодости, нужно всегда, в любом возрасте, помнить, что существуют вечные ценности, от которых нельзя отказываться. Ведь только любовь, добро, высокие идеалы наполняют существование человека смыслом, ведут к счастью. Обновлено: Опубликовал(а): 19601910 Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|