|
Новаторство Грибоедова-драматурга по комедии «Горе от ума» (ЕГЭ по литературе)Комедия "Горе от ума" является необычным и новаторским произведением своего времени. Его без сомнений можно назвать программным, именно оно является ключевым в творчестве писателя и принесло ему известность. В русской литературе пьеса имеет значение как одно из первых произведений, ознаменовавших переход от классицизма к более сложным направлениям. В этом заключается ценность "Горя от ума" и новаторство Грибоедова как драматурга. Я бы хотела выявить черты нескольких направлений, присутствующих в комедии и проанализировать авторские приёмы писателя.
Произведение было написано во времена, когда господствовал классицизм, хотя в целом в литературе развивались реализм и романтизм. Чтобы понять, что "Горе от ума" взяло от каждого направления, надо выявить их определяющие черты.
Если говорить о классицизме, то это прежде всего известный принцип трех единств: места, времени и действия (всё происходит в одной локации, как правило в течение одного дня и сосредоточено на каком-то одном конфликте). Стоит упомянуть и героев классицистических пьес. Их характеры упрощены и статичны. А также каждый персонаж или положительный, или отрицательный, то есть нет столь свойственной реальной жизни многогранности. Также автор в обязательном порядке наделяет героев ярко характеризующими их "говорящими" именами и фамилиями. Грибоедов же во многом выходит за эти рамки.
Одним из его главных новаторских прорывов стало нарушение одного из трех правил написания классицистического произведения — правила единства действия, которое, согласно правилам, строилось на одном конфликте, порок обязательно наказывается, а добродетель торжествовала. "Действий" здесь два. Классическая для произведений того времени любовная линия переплетается с общественным конфликтом, и на первый план выходит именно второй. В этой пьесе Грибоедов прежде всего освещает насущные социально-политические проблемы общества того времени, противопоставляя "век нынешний" "веку минувшему".
Большое внимание стоит обратить и на характеры действующих лиц. Они сильно отличаются от традиционных персонажей классицизма. Да, автор всё ещё использует прием говорящих имён и фамилий (например, Софья — "мудрая", неискренний и тихий Молчалин, глухие и в прямом, и в переносном смыслах братья Тугоуховские и другие). Новатороством является и то, что Чацкий одновременно и герой любовного сюжета, и нравоучитель. Как герой-любовник он потерпел поражение, хотя и Молчалин не совсем подходит под это амплуа, так как автор явно даёт ему негативную оценку. Другой важный персонаж, Фамусов, является кроме ничего не знающего о романе дочери и Молчалина отца, ещё и участником общественного конфликта, а именно — ярким представителем "века минувшего". Поэтому можно сказать, что традиционные рамки типов ролей в комедии расширены. Образы персонажей приобретают нарицательный смысл и символизируют русские общественные явления.
Интересен образ главного героя — Чацкого. Его можно назвать классическим для романтизма. Он одинок, не понят миром, противопоставлен окружающей действительности. Чацкий сильно отличается от других персонажей. Даже его фамилия благозвучна (вспомним Онегина, Печорина и других романтических героев). Стоит также отметить, что автор вкладывает в высказывания Чацкого собственные мысли и суждения, это уже скорее относится к еще одной черте реализма в пьесе.
Итак, в "Горе от ума" Грибоедов преодолевает каноны классицизма, создавая произведение, предвосхищающее реализм и романтизм в русской литературе. Пьесу по-разному оценили современники, из-за дерзкого содержания ее поначалу даже запрещали к печати, но обозначенная автором проблематика до сих пор удерживает внимание людей - комедия и сегодня присутствует в репертуарах русских театров. Обновлено: Опубликовал(а): Екатерина Молчанова Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|