|
Классицизм и реализм комедии «Горе от ума» 9 класс (Фонвизин Д. И.)«Горе от ума» — реалистическая комедия с элементами классицизма, написанная А. С. Грибоедовым в 1824 году. С самого начала автор задумывал соединить в своём произведении традиции светской комедии и комедии «высокой», и это ему удалось. Комедия прекрасно сочетает в себе лучшее, что есть в классицизме и реализме.
Сперва о чертах классицизма. Прототипом Чацкого являлся Альбертовна — главный герой комедии «Мизантроп» Мольера, одного из основоположников классицизма. Однако между этими персонажами есть и существенные различия. Основное из них в том, что Альцест считает врагом всё человечество, Чацкий же борется с общественно-социальным укладом определённого периода в истории России.
Другой чертой классицизма в произведении являются классицистские амплуа, «маски» каждого героя. Например, Репетилов — типичный образ профанатора, Лиза представляет собой служанку (субретку) и по совместительству подругу главной героини. У Чацкого же сразу несколько амплуа, главное из которых – герой-резонёр.
Не менее важным элементом классицизма является триединство: единство времени, места и действия. В «Горе от ума» соблюдается такое единство: действие происходит за один день в одном только доме Фамусова; сюжетная линия в комедии также только одна. Классицистическим является и то, что герои комедии отчасти делятся на положительных и отрицательных. Проблема «разум или сердце», дидактический характер комедии, «говорящие» фамилии – всё это характеризует «Горе от ума» как произведение в стиле классицизма.
Однако между тем есть в комедии и черты, характеризующие её как реалистическую. Самой главной из них является отступление от привычной для классицизма системы образов и, напротив, создание нового типа героя — типа «лишнего человека». Этот тип стал очень популярным и появлялся в произведениях более позднего периода ещё много раз. «Такова роль всех Чацких — <...> победительная. Но они не знают о своей победе, они сеют только, а пожинают другие — и в этом их главное страдание, т. е. в безнадёжности успеха,» — писал И. Гончаров в своём критическом этюде «Мильон терзаний».
К реализму относится и то, что автор отчасти выражает собственную позицию, «используя» для этого Чацкого. Также Грибоедов объективен в отражении действительности, поднимая в своей комедии не только социальные проблемы — конфликт «лишнего человека» с обществом, невежество, неприятие достижений Просвещения — но и политические, такие, как кризис самодержавия и крепостничества.
Таким образом, А. С. Грибоедов в комедии «Горе от ума» сумел соединить, казалось бы, несочетаемое — классицизм и реализм, тем самым создав уникальное в своём роде произведение, актуальное и по сей день. Обновлено: Опубликовал(а): Azzaires Внимание! Спасибо за внимание.
|
|