|
17. По творчеству Солженицына (ЕГЭ по литературе)Важными критериями творчества Солженицына всегда были художественность, автобиографичность и публицистичность, но в процессе его развития как писателя публицистичность стала доминировать. В своём сочинении я хочу остановиться на двух произведениях: "Матрёнин двор" и "Один день Ивана Денисовича". Героями этих произведений писателя стали обычные люди как олицетворение народа, а для места действия выбраны маленькие деревеньки, дома, лагеря являющиеся на тот момент художественной моделью всей страны.
Любил писатель и автобиографичность в своих рассказах, многие его творения были построены на историях знакомых ему людей, своей жизни. Так произведение «Матрёнин двор» было написано после общения с женщиной Матрёной Васильевной Захаровой, у которой жил писатель в один из периодов своей жизни. В этом произведении главная героиня предстает «праведником», добрым, истинно религиозным и отзывчивым человеком. «Не стоит село без праведника», — говорит Солженицын и, действительно, на таких бескорыстных и порядочных людях и держится мир. Стоило бы предположить, что по вере своей набожная женщина должна была бы завершить свою жизнь счастливо, воссоединиться с Богом, но вместо этого Матрёну постигает горько-нелепая кончина. Бедная женщина, в очередной своей попытке помочь другим попадает под поезд. Столкновение светлых, жизненных сил в образе Матрёны и неживой, механической энергии воплощаемой в виде поезда, приводит к гибели главной героини и показывает всю жестокость и бессмысленность мира, в котором она жила. Даже на похоронах бедной женщины у близких людей не нашлось теплых слов в её адрес, а причитания родственников выглядели как простая формальность. Не лишена автобиографичности и повесть «Один день Ивана Денисовича». Оказавшись в условиях жестокой лагерной жизни, главный герой ведет повествование в спокойствии и трезвом уме. Об ужасных вещах, происходящих за лагерными стенами, читателям рассказывают, как о чем-то совсем обыденном и естественном, придавая еще больший ужас повествованию и создавая эффект присутствия. Но даже в таких страшных условиях, люди, лишенные свободы, продолжают жить, адаптируются, подстраиваются под систему, стараются сохранить себя и свое человеческое достоинство. Даже в лагерях жизнь не прекращается и продолжает идти в своей темпе, а люди остаются людьми. Для большей документальности любил и умел писатель употреблять диалектную речь. Множество просторечий он использовал, чтобы придать эмоциональную окраску речи героев, тем самым создать незабываемые образы или передать исторический колорит времени. «…будто его перелобанили прямым ударом палки» (Слова автора «Матрёнин двор») «Пей, пей, с душой желадной.»(Говорила продавщица в произведении «Матрёнин двор») «Что мог я заказать к ужоткому? Все из того же, картовь или суп картонный» (Слова главной героини «Матрёнин двор») Сложно охватить все творчество Солженицына в одном сочинении, работы его «остры» и затрагивают немало важных тем того времени, что, конечно, сказалось на судьбе писателя. Но, несмотря на это, он сумел получить мировое признание и отразить множество острых проблем в своих произведениях. И сейчас, оглядываясь в прошлое, мы можем смело признать Солженицына писателем народа. Обновлено: Опубликовал(а): Вольгман Внимание! Спасибо за внимание.
|
|