Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Идейное многообразие комедии «Недоросль» (Фонвизин Д. И.)

Дидактическая комедия Д. И. Фонвизина «Недоросль» — произведение поистине гениальное. В нём отражено множество пороков того времени – как политических, так и нравственных. Рассмотрим каждый из них подробнее.

Первый порок, который можно отнести к политическим — крепостное право. Опережая своё время (проблема крепостного права встанет наиболее остро в эпохи правления Александра I и Николая I), Фонвизин высмеивает крепостное право как элемент, развращающий дворянство и показывающий их такими неприглядными, какими они изображены в пьесе. Взгляните, как Митрофан обращается к Еремеевна: «Ну, ещё слово молви, стара хрычовка!».

Разве это не апогей грубости? Фонвизин показывает: такая вопиющая безнравственность происходит от распущенности, что вызвана возможностью обращаться с крепостными, как вздумается.

Второй основной порок уже нравственный. Это невежество и грубость, присущие в первую очередь дворянам. Здесь Фонвизин посмел нарушить одно из правил комедии классицизма: осмеянию должны подвергаться люди низших сословий. Вся семья Простаковых груба, безнравственна и резко контрастирует с положительными героями пьесы. Вот, например, госпожа Простакова заявляет Тришке: «Так разве надобно быть портным, чтобы уметь сшить кафтан хорошенько? Экое скотское рассуждение!». Скотинин, полностью соответствующий поведением своей фамилии, интересуется лишь свиньями, а господин Простаков и слова не смеет сказать поперёк жене. Однако на фоне положительных героев Простаковы иногда кажутся более живыми и настоящими.

П.Вайль писал: «Живые, полнокровные, несущие естественные эмоции и здравый смысл люди — Простаковы...». И действительно, такие герои, как Правдин, или, к примеру, Стародум, в основном совершенно «правильные» и оттого такие ненастоящие! А оттого и некоторые повороты сюжета выглядят совершенно неестественно. К примеру, Стародум — персонаж максимально положительный. В нужное время в нужном месте он ведёт нравственную беседу с Софьей, в конце пьесы «наказывает зло» и произносит заключительную фразу. Но что в нём? В нём нет ни одной эмоции.

Митрофан же со всей его семьёй являются этакими «сгустками пороков». Но при том все капризы Митрофана, вся его злоба естественны и настоями. Образ Митрофана, чтобы понять это, стоит рассмотреть чуть подробнее.

Кажется: Митрофан — имя нарицательное глупости и невежества, предмет смеха. Но такой герой не так уж прост. Он умеет размышлять вполне умно, но использует ум только для того, чтобы выйти сухим из воды. Например:

«М и т р о ф а н. Как не целовать, дядюшка, твоей ручки. Ты мой отец...который бишь?

Г-жа П р о с т а к о в а. Второй.

М и т р о ф а н. Второй? Второй отец, дядюшка.»

«Митрофан мало смешны и притом очень мстительны, и мстят они неудержимой размножаемостью...» — писал в своей статье «Недоросль Фонвизина» В.Ключевский и был совершенно прав.

Итак, мы можем сделать вывод, что проблематика дидактической комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» очень обширна. В основе её лежат серьёзные политические идеи, неприятие безнравственного поведения. Хотя комедия и считается классицистической, в некоторых аспектах автор отступает от общепринятых норм: вместо низших сословий осуждает высшие, каждый отрицательный герой — носитель не единого порока, а сразу нескольких. Однако это можно считать скорее достоинством, чем недостатком. Комедия актуальна и по сей день: такие люди, как Митрофан, существовали и будут существовать всегда.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.