|
«Улитка на склоне» Стругацкие (Читательский дневник)1. Борис Натанович и Аркадий Натанович Стругацкие 2. «Улитка на склоне» 3. Для 10 класса 4. Роман 5. Произведение было опубликовано частями: в 1966 – «Лес», в 1968 — «Управление». 6. Действие произведения происходит в двух местах. «Лес» — это тотальное влияние природы, невежества и страхов людей. Их пугают Мертвяки – роботы, забирающие женщин, и воры — люди, которые крадут женщин. В «Управлении» господствует бюрократизм, пустая заумная болтовня и отсутствие критического мышления. Мир разорван, и каждый верит, что найдёт счастье на «той стороне». Бунт против действительности, в которой они оказались, помогает им жить, надеяться на большее. Пытаться обрести свободу. Как писали умные люди, Лес — это тошнотворное бытие Сартра, полное несвободы и давления со всех сторон. Управление — это мир Кафки, мир потерянного человека и общества, полного пороков. Ещё позабавило, как описал мир Кафки один человек: будто написан свихнувшимся «деревенщиком». «Я живу в мире, который кто-то придумал, не затруднившись объяснить его мне, а может быть, и себе…». 7. Главными героями являются Перец и Кандид. Первый — лингвист и филолог, который искренне жаждал понять Лес. Именно к пониманию он стремился всё время. «Тоска по пониманию — вот чем я болен». Его пугает одиночество и подавляет хаос жизни. «Никакой свободы нет, заперты перед тобой двери или открыты, что всё глупость и хаос, и есть только одно одиночество…». Он хочет найти «просто человека, с которым было бы понимание, с которым было бы легко и хорошо». Кандид был лётчиком, но разбился на территории Леса. Он пытался понять, что происходит вокруг. Он очень хочет обрести себя прежнего, вспомнить для чего всё это нужно, вновь научиться думать. 8. Перец сидит над обрывом и кидает камешки в сторону леса. Он хочет встретить директора и поговорить с ним. Но видит только Домарощинера, который начинает разведывать и записывать в блокнотик — почему и для чего Перец кидает камешки… и точно ли это камешки. Конечно, Переца раздражает такое прилипчивое поведение. Он отправляется в столовую, слушает абсурдные речи своих приятелей. Их работа бесполезна. Они только и делают, что пьют кефир и вроде как изучают лес. Хотя как они это делают, остаётся неизвестным. Он чувствует себя лишним, его никто не слышит и не понимает (так продолжается на протяжении всего повествования. Чего стоит его чёрная шутка: спонтанная гангрена с последующей ампутацией, это была последняя болезнь ног). Он стремится увидеть Лес, а его не пускают. Он хочет познакомиться с директором, а ему не назначают встречи. Мир абсурден. Картинка превращается в нечто непонятное, сумбурное, парадоксальное. Перецу снятся сны — то книги, которые заполонили мир, и которым люди не нужны. То он слышит разговор игрушек, которые с пренебрежением относятся к людям и не понимают — а зачем они нужны. Он хочет вырваться из этого места, но с каждой попыткой путы сковывают его всё сильнее. И заботится о нём Алевтина, когда герой уже смиряется со своим бессилием. А в итоге его самого превращают в директора. И каждое его слово становится законом. И бунт становится невозможным. Кандид (прозванный в деревне Молчуном) хочет увидеть Город. Он настойчиво пытается вспомнить — кем же он был. И ему кажется, что в Городе он найдёт ответы на свои вопросы. С ним отправляется постоянно болтающая жена Нава. Они сталкиваются с ворами, но Кандид дерётся с ними и побеждает. Оказывается, всё, что говорили в деревне, было ложью. Кандид разочаровывается. Он встречает трёх женщин, среди которых оказывается мать Навы. Они управляют Мертвецами и считают мужчин козлами, не пригодными ни к чему. По их мнению, мужчины могут только есть и оплодотворять. Этакий клуб радикальных феминисток, живущих у озера. Кандид возвращается в деревню, потеряв жену. Он расправляется скальпелем с Мертвяками. И ждёт, когда лес и его жители исчезнут под влиянием тех женщин с озера. 9. О чём книга? При прочтении у меня возникло несколько мыслей. 1) Конечно, экзистенциальные темы. Поиск человека себя и своего места в обществе. Поиск смысла в иррациональном мире. Желание бунта против хаоса и поиск понимания. «Я знаю только, что люди способны на любые крайности, на самую крайнюю степень тупости и мудрости, жестокости и жалости, ярости и выдержки. У них нет только одного: понимания. Они всегда подменяли понимание какими-нибудь суррогатами: верой, неверием, равнодушием, пренебрежением». «Я пока ещё не хочу детей, непонятно мне, зачем они и что мы с ними будем делать…». 2) Лес мне представился народом (этаким хамоватым и необразованным быдло, только и знающим страх и болтовню… по крайней мере именно так народ могут представлять сильные мира сего), а Перец — активист, случайно оказавшихся среди сильных мира сего, не слишком умных, не слишком порядочных, но исключительно правильных и последовательных. Они выполняют все приказы безукоризненно, даже если этот приказ самоубиться. 3) Ирония над системой СССР. Где все были бравыми агитаторами, но сами нарушали и лгали. Впрочем, это проблема любого режима. Человека сложно изменить.
5) Подавление человека обществом. И вот главный бунтарь уже покорно заявляет: «В общем, власть имеет свои преимущества. Управление я распускать не буду, глупо, зачем распускать готовую, хорошо сколоченную организацию?» Интересные цитаты:
Произведение мне понравилось. Это точно. Хотя местами вкладываемые смыслы не были мне полностью понятны. Но уникальность произведения, его нестандартность и философская направленность – это, конечно, сильно. Советую к прочтению. Обновлено: Опубликовал(а): Анна RM Внимание! Спасибо за внимание.
|
|