|
Вы здесь: Критика24.ру › Фонвизин Д. И.
Анализ комедии «Недоросль» 2 часть (Фонвизин Д. И.)9. Композиция Композиция произведения заставляет читателя переключать внимание со сцен с положетельными героями, в которых действие идет плавно, гармонично, правильно на сцены с отрицательными героями, где всё превращается в буйство, глупость, невежество. Такой контраст помогает читателю всматриваться в пьесу, сопоставлять. Кульминацией является похищение Софьи, а после идет спад действия: Простакову лишают имения, сын не признает мать. Конфликт любовный закрыт, но основные проблемы остались нерешенными. Мы не знаем, что случилось в итоге с Митрофанушкой. 10. Герои Избалованный, эгоистичный Митрофан не способен любить. Этим объясняется его холодное отношение к Простаковой в конце произведения: "Да отвяжись, матушка, как навязалась". Он плохо обращается с кормилицей Еремеевной: "Ну, еще слово молви, стара хрычовка". В то же время Митрофан несамостоятелен, просить защиты у Еремеевны, когда Скотинин хочет побить его: "Мамушка, заслонименя!". Митрофан груб и невежественен из-за воспитания, которое дала ему Простакова. Недоросль он в гражданском, моральном смысле и в умственном отношении. Простакова вложила всю свою любовь в сына, но так и не заложила в него положительных качеств. "Нашелденьги, ни с кем не делись. Всё себе возьми, Митрофанушка. Не учись этой дурацкой науке". Отсутствие моральных принципов она унаследовала от родителей. Тратя всю любовь на сына, с другими Простакова обращается деспотично и жестоко: "Вот сынок, одно моё утешение". Помещица не умеет читать, у нее нет образования, оттого она не прививает Митрофану любовь к знаниям, а лишь жалеет и балует его. Простаков не пытается участвовать в семейных делах воспитания, образования, в приеме гостей, даже хозяйство ведет сама Простакова. Его характеризует покорность жене и безыдейность. Фамилия несет название "ничего не делающий", "ничем не занятый", Такие люди тоже не могли положительно влиять на государство, что относит Простакова к отрицательные героям. Скотинин, имеет "говорящую" фамилию. Она отражает любовь героя к хозяйственным животным и определяет некоторое сходство, о котором разговор заводит сам Скотинин. Ему свойственна грубость, подлость. Он готов ударить племянника за его бесхитростное желание пожениться. Самовлюбленность, эгоистичность Скотинина раскрывется во время фамильярных ухаживаний за Софьей. Скотинин не образован: "Я отроду ничего не читывал, сестрица! Бог меня избавил от этой скуки. " Он воспитывался в той же среде, что и Простакова, поэтому разделяет с ней многие отрицательные качества. Стародум полностью противопоставляется им. Он положительный герой, герой-резонер. Фамилия его значит "думающий по-старому". Идеалы Стародума принадлежат Петровской эпохе: "Отец мой непрестанно твердил одно и то же: имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время". Автор придерживается уклада жизни того времени: "Воспитание мне было дано отцом мои по тому веку наилучшее". Ведь главное, на что хочет указать автор — произвол помещиков, безнравственность дворян. А тогда — во времена Петра — у дворян не было таких больших возможностей, какие стали при Екатерине II. Автор делает Стародума идеальным дворянином: "Я могу служить примером, что трудами и честностию состояние свое сделать можно". Других людей он оценивает по пользе, которую они готовы принести родине. Стародум уважает в людях самоотверженность, честность, благородство. Через идеалы Стародума мы непосредственно видим и идеалы самого Фонвизина. Таких людей автор хочет видеть на службе отечеству. Милон — верный своему долгу офицер — соответствует идеалам произведения, поэтому он избран женихом Софьи. Помимо его служебной самоотверженности, преданности, он демонстрирует скромность, достоинство. Проявляет почтительность к старшим. Софья влюблена в Милона. Она преданно ждет встречи с ним. Но девушка готова отречься от своих чувств, если ей в мужья дядя посоветует другого человека. Софья — в переводе с греческого "мудрая" — в первую очередь слушает голос разума. Она скромна, благоразумна, добродетельна. Она легко прощает Простакову за похищение, когда та плачет у ног девушки. О мудрости Софьи говорит её промедление с отказом в замужестве на Митрофанушке. Девушка ждала Милона, она знала что ни за кого больше не пойдет замуж без воли на то Стародума. Но она долго терпела тиранию помещицы и решила продлить её милость. Правдин выступает как человек честный, служащий в наместничестве. Он без колебаний лишает жестокую Простакову имения, не поддается ее мольбам. Правдин слушает лишь закон. Он ценит в людяхнравственность: "Прямое достоинство в человеке есть душа…". Еремеевна — кормилица Митрофана. Её образ жалок. Еремеевна не имеет чувства собственного достоинства: она терпит жестокость Простаковой, сносит все побои, терпит грубость Митрофанушки. Eё можно назвать рабской натурой. Таким народ становился под влиянием жестоких помещиков. Цифиркин и Кутейкин — учителя Мтрофана по математике и церконославянскому языку. Они не отвечают за образование Митрофана, о чем говорит Кутейкин: "Его дело, Не мое". Но Цыфиркин отказывается брать деньги за обучение, так как Митрофан ничему не научился. Автор не случайно вводит этого героя в дом Простаковых. Отказ бывшего служащего от денег характеризует его как честного человека, что является очередным призывом автора к бескорыстной службе. Фамилия Вральмана говорит о его большой способности к вранью. В доме Простаковых он учитель истории, но он совсем не выполняет своих обязанностей. Ему оказывают уважение больше, чем другим учителям. Автор осмеивает моду на зарубежных преподавателей, ведь не всякий может обучить грамоте ребенка. Вральман в финале пьесы признается, что он — бывший лакей. 11. Художественные особенности Фонвизин вводит в речь героев разные художественные средства. Простакова, Скотинин, Митрофан говорят междометиями, восклицательными предложениями. Их речь низка наравне с речью крепостных. Стародум, Правдин, Милон, Софья разговаривают высокопарной речью, которая полна инверсий, сложных предложений. Также автор использует приемы антитезы, сопоставляя положительных и отрицательных героев, в чем ему помогает гиперболизация чувств и эмоций. 12. Основные термины Среди терминов в произведении я бы выделила "говорящие" фамилии пьесы. Они помогают раскрывать сущность образов. Проблемы воспитания и крепостничества являются основными в произведении. Обновлено: Опубликовал(а): Мария(ЕГЭ по литературе) Внимание! Спасибо за внимание.
|
|