|
Базаров и псевдонигилизм по роману Отцы и дети (Тургенев И. С.)В романе «Отцы и дети» И. С. Тургенев освещает множество вопросов и явлений общественной жизни. Главное из них – конфликт поколений – конфликт «отцов» и «детей». Чтобы полнее раскрыть это нравственное противоречие, писатель обращает наше внимание на понятие «нигилизм». Нигилизм – отрицание всего: авторитетов, моральных устоев, традиций. Отрицание того, на чем держится общество. Все разрушается, но ничего не возникает. Ну а для того, чтобы рассказать нам о нигилизме, Тургенев создает образы Евгения Базарова, Аркадия Кирсанова, Евдокии Кукшиной и Ситникова. Сам Иван Сергеевич ясно дает понять, что он считает идеи нигилизма несостоятельными и не самыми полезными. Именно поэтому приходится говорить о «псевдонигилизме» в романе «Отцы и дети». Таким образом, перед читателем встает вопрос: насколько далеко простирается псевдонигилизм в романе? Ответ на него я попытаюсь найти. И начать стоит с очевидного О псевдонигилизме Ситникова и Кукшиной не приходится даже говорить. Он очевиден. Крича: «Долой авторитеты!», Ситников благоговеет перед Базаровым, чем вызывает презрение последнего. Кукшина же выставляет свои нигилизм напоказ, в то время как Базаров, в силу своих убеждений, говорит мало: ему не нужно ничего доказывать, в отличии от этой пары, нуждающейся в зрителях. Говоря об Аркидии Кирсанове, тоже можно с уверенностью произнести: псевдонигилизм. Он, в отличии от Кукшиной и Ситникова, не позерствовал и не смотрел на Базарова как на идола, но все же сам того не замечая, попал под влияние Евгения. К тому же, весь «нигилизм» Аркадия начал рушатся еще тогда, когда его друг обидно подтрунивал над отцом и дядей Кирсанова. Окончательно нигилизм Аркадия перестал существовать, когда тот влюбился в Екатерину Одинцову. Но можно ли говорить о самом Базарове как о нигилисте? Ответ не так очевиден. Евгений – начинающий доктор. Он много трудился, сам зарабатывал себе на жизнь, не брал ни копейки у родителей. Таким образом, этот человек самостоятельно пробивал себе дорогу в жизнь. Думаю, именно от такого образа жизни Евгений Базаров становится материалистом. Но любому молодому человеку свойственно утрировать. Главный герой романа – не исключение. Именно от этого Евгений начинает утверждать, что он отрицает все. А главное, Базаров сам верит себе. Верит, что его позиция верна, а все чувства – пустой «романтизм». Но уже в первой половине романа герой встречает препятствие, позволяющее усомниться читателю (да и самому Евгению) в правдивости нигилистических взглядов персонажа. Этим препятствием становится Анна Одинцова – женщина, в которую влюбляется Базаров. Он Пытается не думать об этом «романтизме», но образ Анны все равно всплывает в сознании героя. Как известно, на смертном одре с человека слетают все маски. Исключением не стал и Евгений. Умирая, он предстает перед читателем в ином образе. И это образ всего-навсего обычного человека, которому присущи и слабости, и эмоции, и «романтизм». В одном Евгений был прав: не нужно изучать каждое дерево в лесу – достаточно будет одного; не нужно изучать каждого человека отдельно – все мы одинаковы. Так и он, нигилист, Евгений Базаров, оказался обычным молодым человеком, которому не чужды переживания. Никто в романе не был нигилистом, а сам Евгений просто носил маску. Обновлено: Опубликовал(а): blablabla Внимание! Спасибо за внимание.
|
|