|
Какие нравственные ориентиры Андрея Болконского, Пьера Безухова, Платона Каратаева? (Толстой Лев Н.)В романе "Война и мир" Л. Н. Толстой изображает персонажей с различными нравственными ориентирами. Андрей Болконский — один из главных героев произведения, его образ очень сложен. Это тип человека рационального, рассудительного, склонного к постоянному самоанализу. Он наделен незаурядным умом, блестящей памятью, силой воли. Благодаря строгому воспитанию отца, князь Андрей обладает честью и достоинством. Весь его путь — это, с одной стороны, стремление к какому-то идеалу, с другой — постижение смысла своего существования, правды и истины жизни. Судьба героя состоит из различных событий, наполнена духовными взлётами и падениями. Несмотря на то что Андрей Болконский — яркая и индивидуалистическая личность, на деятельность его подталкивают другие люди. В начале произведения — это восхищение Наполеоном и мечта о собственном "Тулоне", затем — общение с Пьером Безуховым, побуждающее героя улучшить положение крестьян, увлечение личностью Сперанского и занятие государственной службой, встреча с Наташей Ростовой и усвоение её внутренней энергии и жизнелюбия, служба под покровительством Кутузова и чувство единения с этим старым, мудрым человеком, солдатами и народом. Перед смертью к Андрею Болконскому приходит прозрение. Он осознает то чувство, которое всегда хранил в глубине своей души, но не позволял ему проявляться из-за гордыни, эгоизма, скептицизма, столкновения с суровой и реальной жизнью. С постижением христианской любви ко всем людям и всему миру, давшееся князю Андрею в результате опыта и ошибок, заканчивается и его земное существование. Пьер Безухов — тоже один из главных героев романа. Он — большой, толстый, неловкий молодой человек, в котором есть что-то детское. Его отличает открытость, эмоциональность, естественность, доверчивость, и поэтому Пьер отличается от других придворных аристократов. Этому герою, в отличие от Андрея Болконского, не свойственны рационализм, холодный ум, а присуща чувственность. Получив огромные наследство, он оказывается во внимании корыстолюбивых людей, подвергается влиянию князя Василия и Элен, потому что в нём отсутствуют сила воли и внутренняя собранность. Вступив в конфликт с обществом и оставаясь недовольным самим собой, Пьер Безухов задумывается о вечных и непереходимых идеалах, о смысле жизни, о чувствах и мыслях каждого человека. Будучи не готовым постичь сложные вопросы самостоятельно, герой вступает в братство масонов, целью которого являются нравственное совершенствование, помощь страдающим, любовь ко всем людям. Идеи учения этой организации о достижении добродетели и исправление пороков кажутся герою снизошедшим на него откровением. Однако масонство оказывается лишь иллюзией, с которой сталкивается Пьер, и он покидает это общество. 1812 год становится ключевым в жизненном пути героя. Став свидетелем военных действий, Пьер Безухов снова задумывается о смысле существования. Он повсюду видит зло и несправедливость, в его душе зарождается боль за всё человечество. Героя поражают жестокость, разрушительность и бессмысленность войны. А оказавшись в плену, Пьер Безухов учится ценить непосредственную жизнь, само существование, знакомится с простыми крестьянами и солдатами, сближается с Платоном Каратаевым, приходит к выводу, что "все несчастье происходит не от недостатка, а от излишка". Герой понимает, что нужно отказаться от материальных благ, душевных исканий, рассуждений о смысле бытия, собственных амбиций, подчиниться воле провидения и стать частичкой мироздания. В финале произведения Пьер Безухов постигает истину семейную, вступая в брак с Наташей Ростовой и заводя детей, и истину народную, почувствовав его силу, и поэтому становится членом тайных обществ. Платон Каратаев — один из самых ярких второстепенных персонажей. Этот человек — обычный крестьянин, солдат Апшеронского полка, с которым Пьер Безухов сталкивается в плену. Он очень общительный, душевный, излучает мудрость и жизнелюбие. Автор подчёркивает в его внешнем виде олицетворение "всего русского, доброго и круглого". Из речей Платона становится понятно, что он умеет приспособиться даже к самым суровым условиям плена и любит жизнь во всех её проявлениях. Герой не выказывает протеста и недовольства и старается не противостоять злу. Он спокойно принимает испытания судьбы. Платон Каратаев свято верит в торжество добра и справедливости. Практически вся речь героя состоит из мудрых пословиц и поговорок, в правдивости которых он убедился на собственном жизненном опыте: "Час терпеть, а век жить", "Где суд, там и неправда", "Не нашим умом, а Божьим судом". При этом герой с любовью относится к другим пленным, Пьеру, французам, бродячей собаке. Постоянно занятый трудом, Платон не занят рассуждениями, не скучает, не строит планов на будущее. Он живет сегодняшним днём, во всём полагаясь на волю Бога. Именно благодаря этому простому, неграмотному, но мудрому, естественному, оптимистичному и правдивому человеку Пьер Безухов смог многому научиться и осознал, что счастье находится внутри каждого из нас. Таким образом, герои Л. Н. Толстого учат читателей размышлять над своими поступками, помогают постичь самих себя, заставляют задуматься о своем предназначении в жизни. Именно поэтому данное произведение актуально во все времена. Обновлено: Опубликовал(а): NikitaGorevoy Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|