|
Футлярная тема в рассказах Чехова (ЕГЭ по литературе)Антон Павлович Чехов по праву считается мастером рассказа. С легкостью, улыбкой и иронией писатель умело погружает читателя в напряженные размышления. Усвоив уроки Тургенева, Толстого и Достоевского, Антон Павлович в лучших традициях реализма создает свой мир с сотнями знакомых для современников персонажей. На страницах его книг люди встречали жителей своего города: чиновников, студентов, городничих, отживающих свой век дворян. Продолжив дело классиков-предшественников, Чехов заглядывал в самую душу героев с помощью своей тонкой художественной проницательности. Футлярная тема занимает важное место в творчестве писателя. Чехов написал “маленькую трилогию”, посвященную данной проблеме. Рассказы “Человек в футляре”, “Крыжовник”, ”О любви” объединены образами охотника Ивана Ивановича Чимши-Гималайского и учителя гимназии Буркина. Первой частью трилогии является рассказ “Человек в футляре”, написанный в 1898 году. В данном произведении автор создает образ футляра власти. Главный герой, учитель греческого языка Беликов держит в страхе весь город. Человек всем своим существом олицетворяет отчужденность личности. Герой пытается отгородиться от окружающей его среды, окружить себя оболочкой всеми возможными способами. Его осторожность и мнимость (“как бы чего не вышло”) имеет агрессивный характер. Под его влиянием люди в городе давно стали запуганы. Лишь умерев, герой достигает своего идеального футляра, гроба, а люди вздыхают с облегчением. Сегодня образ “человека в футляре” стал нарицательным. Продолжением темы становится рассказ “Крыжовник”, в котором автор описывает футляр собственности. У главного героя, бедного чиновника Николая Ивановича была одна большая мечта о своей маленькой усадьбе на берегу озера, где он непременно посадил бы крыжовник. Годы жадности и экономии, брака по расчету помогли герою осуществить свою мечту, но, обретя, казалось бы, свое счастье, герой стал совершенно глух к чужим страданиям. Чиновник обрюзг, превратился в настоящего барина и продолжал поглощать кислый и жесткий крыжовник. Правильно пишет Чехов, что человеку нужно не три аршина для жизни, а весь земной шар, иначе все это превращается в жалкое существование. В своем рассказе “О любви” Антон Павлович описывает футляр чувств. Повествование ведётся от имени помещика Алёхина. Его возлюбленная, Анна Алексеевна, к моменту их встречи уже была замужем и имела ребёнка. Чем чаще Алёхин бывал в её доме, тем больше привязывался к ней. Анна Алексеевна испытывала к нему те же чувства. Но, несмотря на их отношение друг к другу, они не смогли преодолеть страх неизвестности, порицания со стороны общества. Футляр чувств встречается и в другом произведении Чехова, “Дама с собачкой”. Однако в данном случае герои пытаются выбраться из своего футляра, побороть трусость перед неопределенностью, но, в отчаянии они не могут даже представить, через какие трудности им придется пройти. Таким образом, тема футлярности в творчестве Чехова очень ярко иллюстрирует страхи и пороки простых людей. Автор пытается показать нас со стороны, заставить задуматься и продумать возможные сценарии жизни. Обновлено: Опубликовал(а): Анастасия Внимание! Спасибо за внимание.
|
|