|
Вы здесь: Критика24.ру › Чехов А. П.
Анализ пьесы «Вишнёвый сад» (Чехов А. П.)Пьеса "Вишнёвый сад" была впервые поставлена на сцене в 1904 году в Московском художественном театре. Она никак не походила на привычный спектакль и не находила положительных отзывов критиков тех времен. Зато более поздние критики будут оценивать Чехова как новатора. Было отмечено, что в пьесе очень мало действий, не понятно отношение автора к героям, много лишних сцен и нет развития действий. Все привыкли видеть в пьесах какую-то интригу, ряд хитросплетений, коварства, измен и прочего, чего нет в Чеховских пьесах. Зрители единодушно неодобрительно восприняли её из-за примитивности и нелепости сценария. Чехов использовал совершенно другие принципы драматического искусства, за что позднее и стал новатором. Многие критики отзывались о пьесе "Вишнёвый сад" как о загадочном и живом произведении. Она звучит то драматически, то комически, и кажется, будто она такая разноречивая, ведь каждый после её прочтения может сделать разные выводы и найти идеологический смысл. Действие пьесы начинается с того, что в помещичьем доме ожидают приезда хозяйки — Л. А. Раневской. Каждый из героев говорит о своём, и самое главное начинается с того, что купец Лопахин успокаивает Раневскую и говорит ей о продаже дома как спасения имения. Дальнейший разговор, как и сюжет, будет касаться вишнёвого сада, а вернее его спасения, никаких новых обстоятельств не появится. В первом действии говорят о том, что вишнёвый сад должен быть продан, торги назначены. Во втором действии те же лица, Лопахин всех торопит к принятию мер. В третьем действии мы видим разгар торга, Раневская затевает странный бал, все танцуют, а в это время в городе проходят торги, и вдруг приезжает Лопахин. Неожиданно для читателей только то, что новым хозяином сада оказывается Лопахин, который предлагал способы спасения этого сада. В четвёртом действии все уезжают, дом будет заколочен, а сад вырублен. Сюжет пьесы необычен тем, что никакой интриги и коварства в ней нет. Там, где не работают самые привичные механизмы, вызывающие наш интерес, включаются иные. В пьесе много действующих лиц, поэтому трудно выделить главного и второстепенного героя. Раневская представляется всеми любимой, но в тот же момент достаточно легкомысленной. Некоторые оценят её как личность поэтичную, а кто-то ветреную и безрасудную. Её брат Гаев ещё меньше похож на какого-то серьёзного героя, который должен вызвать сочувствие и внимание. Он вечно произносит нелепую, смешную речь, при этом любит ставить людей на место. Поэтому нам трудно понять, высмеивает ли Чехов этих героев или с грустью сочувствует им. Кажется, что вместе с ними уходит и барская жизнь, а на смену дворянства приходят деловые люди, подобные Лопахину. Лопахин не враждебно относится к Раневской, он даже пытается ей помочь. С одной стороны он хочет ей помочь, с другой для него сад — это место, где его унижали. И этот же Лопахин будет рубить деревья вишнёвого сада. Оказывается, ему почему-то хочется видеть гибель сада. При этом он достаточно неграмотен и нелеп, потому можно сделать вывод, что и он комический персонаж пьесы. Петя Трофимов - вечный студент, любит Аню, говорит весьма революционные речи. Однако, несмотря на положительность речей Пети, в пьесе он не имеет важности. Все остальные герои двоятся в нашем сознании. Они шутят, говорят невпопад, не слышат друг друга. Чехов всегда давал названия своим пьесам по главным героям, что наводит на мысль, что главный герой в пьесе — Вишнёвый сад. Вряд ли Чехов имел ввиду какие-нибудь многозначительные паралели. Если так, то становится грустно при мысли о том, что вишнёвый сад никто не смог спасти. Чехов полагал, что написал комедию, так как произведение представляет собой совокупность комических образов. Но какая комедия кончается стуком топора и заколачиванием живого человека в брошенном доме?, который завершает свои собственные мысли словом "недотёпа", ставшем ключевым при оценке персонажей. Чехов использовал один из важных художественных приёмов, непривычный как для нас, так и драматургов того времени — обилие комических звуков: причмокивание конфет Гаева, искаженные речи Шарлотты, падение ключей с рук Вари и многие другие. А есть звук, которому нет объяснения, он печальный и загадочный — таинственный звук порванной струны с неба, который звучит и в последнем действии, тем самым завершая его. Вот он, заключительный аккорд — звук порванной струны, стук топора и словечко "недотёпа". Так, комедия завершается трагедией. Обновлено: Опубликовал(а): Александра Белова Внимание! Спасибо за внимание.
|
|