|
Новая школа, или система профильного обучения сегодня (Школьные сочинения)9 июня 2003 года вышло постановление Правительства РФ «О проведении эксперимента по введению профильного обучения учащихся в общеобразовательных учреждениях, реализующих программы среднего (полного) общего образования». С этого момента начался процесс образовательной реновации в нашей стране.
Введение поправок в организацию учебной деятельностиповлекло за собой ряд противоречий. Некоторые выступили против углубленного изучения лишь одной узкой специальности. Ранее школьники могли попробовать себя в разных сферах деятельности, специалитет же сильно ограничил их возможности.
Программа реновации должна была соответствовать социальным и экономическим требованиям общества. Предполагалось, что она облегчит процесс получения профессии и подготовит грамотных специалистов. В большинстве школ профили вводятся с 9-10 класса. Некоторым ребятам предлагают определиться с направлением уже в 5-6 классе. Профили представляют собой полноценные уроки или элективные курсы по отдельным предметам. Число базовых дисциплин в специалитете уменьшается, некоторые предметы вовсе исключаются из программы. Министерством просвещения РФ утверждено 4 профильных вектора: гуманитарный, социально-экономический, физико-математический и химико-биологический. В некоторых образовательных учреждениях вместо двух последних формируют инженерный и медицинский классы.
Согласно статистическим данным, к 14-15 годам 70-75% школьников определяются с привлекательной для них сферой деятельности. Они предпочитают получение базовых знаний в различных сферах и углубленное изучение предметов, необходимых для поступления в ВУЗ. Специалитет для этих ребят становится возможностью лучше подготовиться к сдаче экзаменов и познакомиться с профессиональной средой.
Но что делать 25-30% ребят, которые не смогли выбрать определённую специальность? Как поступить школьникам, интересующимся разными направлениями? Специально для таких ребят в школах формируются универсальные профили. Они позволяют ограничиться базовым уровнем изучения предметов и дают время на выбор специальности. Однако присутствуют такие классы лишь в немногих образовательных организациях.
С каждым годом число сторонников профильного образования среди родителей и учителей растет. В 2007 году специализацию поддерживали лишь 20% опрошенных. Сегодня это значение возросло до 94%. Из плюсов профильного обучения отмечают возможность качественной подготовки к итоговому экзамену и индивидуальный подход к учащимся. Главным минусом программы считают высокий уровень нагрузки. Более 70% опрошенных полагает, что делить учеников на профили стоит только в 10-11 классе, когда большая часть ребят уже точно решила, на какую специальность поступать.
Программа профильного образования кажется успешной и перспективной, но результативность системы все ещё находится под сомнением. В 2016 году доцент Тулейнского университета Дженнифер Мерлуцци изучила данные 400 выпускников ведущих университетов. Исследование показало, что узкие специалисты ценятся на рынке труда значительно меньше, чем универсалы. Работодатели «предпочитают кандидатов с широким спектром умений».
Программа только внедряется в российских школах, поэтому точного ответа на вопрос о необходимости введения специалитета нет. Система, безусловно, расширяет возможности выстраивания индивидуального учебного плана и обеспечивает ребятам прочную базу знаний в выбранной сфере. Однако сегодня она все еще ограничивает детей в выборе специальности. Дальнейшие изменения в программе должны быть направлены на предоставление школьникам широких возможностей выбора дальнейшей профессиональной деятельности. Обновлено: Опубликовал(а): shth Внимание! Спасибо за внимание.
|
|