|
Особенности конфликта и жанровое своеобразие пьесы «Гроза» (Островский А. Н.)Пьеса Александра Николаевича Островского «Гроза» была написана в 1859 году, накануне отмены крепостного права. В основу сюжета легли впечатления автора от литературной экспедиции 1856 года. События «Грозы» разворачиваются в вымышленном городе Калинове, расположенном на берегу Волги. Между обитателями его: властными, циничными самодурами и покорными, беспомощными жертвами - развивается основной конфликт произведения. Пьеса Александра Николаевича Островского сочетает в себе черты бытовой драмы и социальной трагедии. Драма — это литературное произведение, написанное в форме диалога, взаимоотношения действующих лиц и развитие конфликтов в котором раскрываются через поступки простых людей. Трагедия, в отличие от драмы, чаще всего завершается смертью сильной личности, приводящей к освобождению и преображению других действующих лиц. В центр повествования А. Н. Островский помещает купеческую семью Кабановых. Марфа Игнатьевна — жестокая, деспотичная вдова. Она верит в домостроевские порядки, соблюдает и защищает традиции. Понимая, что патриархальный уклад рушится, Кабаниха становится еще суровее по отношению к членам семьи: «...закон ничего не значит? Да уж коли ты такие дурацкие мысли в голове держишь...». Антиподом Марфы Игнатьевны выступает Катерина Петровна — добрая, пылкая, свободолюбивая девушка. Кабаниха долгое время мучала её и стремилась подчинить, однако девушка не желала мириться с устаревшими порядками. «Под тяжелой рукою бездушной Кабанихи нет простора её светлым видениям, как нет свободы её чувствам», — писал Н. А. Добролюбов. Бытовой конфликт, возникший между свекровью и невесткой, вышел за пределы калитки и перерос в социальный. Среди молодых людей зарождается протест против прежних традиций и привычек, за которые лихорадочно сражаются Кабаниха и Дикой. Необразованный и лишенный всяких прав народ не способен дать отпор своим властителям. Тихон, Борис, Кулигин, Варвара и Ваня Кудряш — все они выбирают путь смирения, безрассудства и лжи. Катерина становится первой, кто бросает страшный вызов «темному царству». Стремясь вырваться из домашней тюрьмы и обрести желанную свободу, девушка совершает смертный грех: «В Катерине видим мы протест против кабановских понятий о нравственности, протест, доведённый до конца, провозглашенный и под домашней пыткой и над бездной, в которую бросилась бедная женщина». Нравственное растление, обретение свободы через погибель, неспособность целого общества оказать сопротивление, — всё это придает пьесе особо трагическое звучание. Созданный Александром Николаевичем Островским город Калинов является собирательным образом всех российских городов, существовавших в тот период. На примере бытовой драмы А. Н. Островский демонстрирует развитие более сложного социального конфликта, приводящего к трагическим последствиям. Обновлено: Опубликовал(а): shth Внимание! Спасибо за внимание.
|
|