|
17.2 Каким предстает мир природы в восприятии лирического героя поэзии Тютчева? (ЕГЭ по литературе)В пейзажной лирике Федора Ивановича Тютчева отобразились воззрения, составляющие философскую систему данного поэта. Это, во-первых, знакомство с идеями Шеллинга, утверждающего, что дух и материя едины, а сама природа жива и одушевлена — «то, что кажется неживым в природе, на самом деле дышит и дремлет». К тому же, Шеллинг считал, что природа имеет цель и стремится к завершению в познающем человеческом разуме. Во-вторых, Тютчев придерживался идеи органицизма, которая состояла в представлении о том, что природа есть живое тело, единый организм, созвучный человеческому духу. Обе эти идеи нашли воплощение в большой части природной лирики Тютчева. Например, в стихотворении «Не то, что мните вы, природа…» 1836 года утверждается, что в природа телеологична, она имеет смысл, в ней присутствует мировая душа. Сама природа жива: «в ней есть душа, в ней есть свобода/ в ней есть любовь, в ней есть язык». И завершается стихотворение апофеозом, утверждением материнской связи человека и природы. Однако главная идея Тютчева о живой природе, близкой человеку, имеет воплощение в двух полюсах его лирики — ночной и дневной поэзии. Дневная поэзия природы, составляющая ранний период, представляет природу в качестве живого творческого организма в избытке сил. Часто дневная поэзия обращается к описанию весны и лета. Таково стихотворение «Весенняя гроза» 1828 года, где природа предстает мощным потоком силы и энергии. Постепенное разворачивание лирического сюжета, стремящееся к всеохватности мира, завершается грандиозным мифологическим аккордом, через играющую природу «проглядывает» Геба. Пантеизм, обращение к греческой мифологии — частый художественный ход в дневной поэзии Тютчева. Этим, например, объясняется появление дремлющего Пана в другом стихотворении Тютчева – «Полдень». В нём природа снова является единым целым, сшитым вместе ленью (с помощью анафоры Тютчев как бы усиливает её воздействие на пейзаж). Иногда в дневной поэзии Тютчев обращается к художественным приёмам 18 века, например, в стихотворении «Весенние воды» он сравнивает дни со стремительными движениями хоровода. В ночной поэзии Тютчев подчёркивает гармоничное единение природы только в ранней лирике. Стихотворение «Как океан объемлет шар земной» 1836 года описывает слияние космоса и души, взаимоприсутствие микрокосма и макрокосма. Но с течением времени в ночном полюсе природной лирики появляются мотивы ужаса, позаимствованные из Эдварда Янга и творчества немецких романтиков. Тютчев развивает противопоставление дня и ночи: день – это покров, плёнка, а ночь — бездна, в которой скрываются тайны вселенной (стихотворение «День и ночь», 1836 год). Душа-то стремится к ночи, хочет слиться с ней («О чём ты воешь, ветр ночной?», тоже 1836), то пугается и оказывается не готовой к единению: «Вот отчего нам ночь страшна!». Финальным этапом ночной лирики Тютчева оказывается осознание разлада души человека с мировой душой. Сначала этот разлад проявляется в чуждости солнцу («Святая ночь на небосклон взошла», 1848), а затем распространяется и на ночь, и на всю природную лирику. В стихотворении «Певучесть есть в морских волнах» изображается отчужденность человека от разумной, гармоничной природы. Ум человека предстаётропщущим «мыслящим тростником»; разум бесполезен без единения с природным началом. В последних стихотворениях Тютчев с горькой иронией отрицает смысл мироздания и признаёт существующей лишь пустоту. Страшное короткое стихотворение «Природа сфинкс. И тем она верней…» утверждает, что за искусом природы, мнимой идеи о её осмысленном начале началом стоит обман. Таким образом, поэт перечёркивает выстроенную философскую систему. Так, в течение многих десятилетий Тютчев последовательно развивал в природной лирике идею о гармоничном начале природы и о смысле, который постигает наблюдающий за ней человек. Лирический герой Тютчева, восхищающийся природой и стремящийся к слиянию с ней, однако, затем приходит к несостоятельности философских идей шеллингианства. В последних стихотворениях герой описывает чувство разлада с природой, который оказывается невозможно преодолеть. От потока силы и вдохновений к чувству горечи и разочарования —такова эволюция видения природы лирического героя Федора Ивановича Тютчева. Обновлено: Опубликовал(а): Хереш Елизавета Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|