|
Вы здесь: Критика24.ру › Толстой А. К.
Анализ стихотворения «Вновь растворилась дверь на влажное крыльцо» (Толстой А. К.)В 1870 году Алексей Толстой создал стихотворение «Вновь растворилась дверь на влажное крыльцо». Несмотря на то, что более ста лирических стихотворений Толстого стали основой романсов, я не нашла музыкальных произведений именно на эти слова. Судя по окружающей обстановке, описанной в стихе, он был написан во время оттепели, то есть либо зимой, либо, что вероятнее ранней весной, после весенних заморозков. Настроение произведения сам поэт определяет как радостное ожидание перемен в природе и общественной жизни. Талант писателя позволил превратить лирику пейзажную в гражданскую и даже психологическую, углубив смысл, при дав ему новые оттенки и значения картине, рисуемой поэтом.С одной стороны это стихотворение о весне, пробуждении природы от зимней спячки, с другой — начало складывания революционной ситуации в обществе, недовольном отменой крепостного права, в том виде, в каком оно произошло. Ведь не владеющие крестьянами, не сами крестьяне были недовольны условиями произошедших государственных реформ. А с третьей стороны стихотворение можно отнести к психологической лирике о лечебном воздействии природы на мозг и эмоции человека, чем либо недовольного, возможно находящегося в депрессии. На основании выраженной позиции героя, идей и образов, которые можно увидеть в стихотворении, его относят к так называемой «усадебной» поэзии. Зажженный камин — традиционный символ домашнего уюта. Но автор подчеркнул ограниченность этого уюта, «тесный мир зимы», необходимость нахождения внутри отапливаемого помещения в холодное время года. Но наличие такого «каминного» уюта в господской усадьбе и его отсутствие в крестьянской избе — признак противопоставления социальных слоев. Если также рассуждать и дальше, то с одной стороны уют и некоторая скука, монотонность бар, господ, дворян, ограничивающих выход «на холод». И необходимость нахождения на улице, на природе, но меньшая монотонность крестьянской жизни. Мотив двери — может восприниматься не только буквально, как выход на крыльцо, на улицу, но и физическое, а то и мистическое, психологическое расширение границ восприятия и разума, выход за пределы обыденных представлений о реальности. И хотя вне границ можно угодить не только в небо, возвысившись (песня жаворонка), но и застрять в болоте (перья тростника). Но восторженные интонации, надежда, восхищение происходящим приводят лирического героя к ожиданию радости избавления от тоски, которая мучает адресата его обращения, его стихотворения. Кто бы это не был, его непосредственная спутница, находящаяся в неблагоприятном психологическом состоянии или русский народ. Обновлено: Опубликовал(а): Надежда Анохина Внимание! Спасибо за внимание.
|
|