|
Тема воспитания в комедии «Недоросль» пример (Фонвизин Д. И.)В комедии «Недоросль» Д. И. Фонвизина соблюдены традиции классицизма, поэтому в произведении прославляется «культ разума», тема воспитания подрастающего дворянства является ведущей. Так как же данная тема раскрывается в произведении?
Во-первых, автор строго разделяет героев на отрицательных и положительных. Необразованные «самодуры» Госпожа Простакова и её сын Митрофан относятся к отрицательным героям, это подчеркивает говорящая фамилия «Простаковы», указывающая на незаурядный ум каждого члена семьи.
Во-вторых, важную роль в раскрытии темы играет описание атмосферы, царящей в доме. В эпизодах общения Простаковой с мужем и крепостными раскрывается властная натура героини: муж беспрекословно выполняет указы жены. К крестьянам же крепостница относится как к собственности. Поведение матери видит Митрофан, для него грубость и злость по отношению к окружающим становятся нормой. Отец же, Простаков, вовсе не принимаете участие в воспитании сына: он не является главой семьи, полностью подчинен жене, мягкотел и апатичен.
Читатель узнает и о воспитании самой Простаковой, родители которой, судя по всему, были невнимательны и безответственны: братья и сестры героини погибли еще в детстве. Она рассказывает: кого-то из детей вытащили мертвыми из бани, трое выпили молоко из медного котла и скончались, двое упало с колокольни. Всего же в семье было восемнадцать детей, но из-за халатности родителей в живых остались лишь Простакова и её брат Скотинин. Тарас Скотинин говорит о том, что их «ничему не учили», и правда, помещица Простакова неправильно произносит слова («еоргафия»), не умеет читать и писать, она говорит мужу: «…я могу письма получать, а читать их всегда другому…» Воспитанная невежей, героиня не способна привить Митрофану высокие нравственные ценности и научить его грамоте и наукам. Она окутывает сына излишней заботой, зовет его «Митрофанушкой», позволяет не учиться, ведь сама не видит смысла в образовании: «…без наук люди жили и живут…». Митрофан же полностью поддерживает идеи матери и говорит: «…не хочу учиться, хочу жениться!..».
Причиной глупости Митрофана является не только отсутствие воспитания, но и плохое образование. Простакова нанимает преподавателей, не способных обучить юношу наукам: отставного сержанта Цыфиркина, малообразованного Кутейкина и бывшего кучера Вральмана.
Именно поэтому герой растет невежественным, необразованным «недорослем». Изначально слово «недоросль» носило иной смысл: так в России ХVIII века называли молодого дворянина, не достигшего совершеннолетия, но после выхода комедии Фонвизина в свет «недорослем» стали нарекать глупого молодого человека, не видящего смысла в обучении. Более того, само имя главного героя «Митрофанушка» стало нарицательным. В конце комедии Г-жа Простакова обнимает сына, говоря о том, что он последняя радость, которая осталась у нее, на что Митрофан отвечает: «…да отвяжись, матушка, как навязалась…». В словах Стародума выражена авторская позиция, мораль произведения, он произносит: «Вот злонравия достойные плоды!..». Митрофан вырос невоспитанным, ленивым, избалованным юношей, не уважающим даже собственных родителей.
Таким образом, в комедии «Недоросль» Фонвизин раскрывает тему воспитания, изображая разные поколения, при помощи сатиры обличая пороки героев. В заключении пьесы автор выносит мораль о важной задаче родителей правильного воспитать подрастающее поколение. Обновлено: Опубликовал(а): Delova Внимание! Спасибо за внимание.
|
|