|
Вы здесь: Критика24.ру › Анализ стихотворения, стиха
Отзыв о Обелиск В.Быков. (Анализ стихотворения, стиха)Война бывает детская, до первого убитого, Потом не склеишь целого из вдребезги разбитого. Ю.Шевчук
Страшно ли умирать? Думаю, многие задавались этим вопросом. На земле миллионы людей живут до старости, воплощая в течение жизни свои мечты и добиваясь поставленных целей. Но всех ли ожидает такое будущее? В военные годы под пулями и снарядами погибли тысячи солдат, а вместе с ними и их мечты о простом человеческом счастье. Но им суждено навсегда остаться в памяти людей, которые, благодаря солдатам, живут под мирным небом.
В стихотворении Михаила Луконина « Обелиск » погибший солдат, как живой, говорит с близкими. Обелиск олицетворяется автором. Мы можем представить сложность военных лет, ожесточённость боёв. Возникают кровавые и страшные картины войны, которые предстают перед читателем благодаря использованию поэтом точных дат, места и событий («Волга», «сорок первый», «под Минском», «у Сталинграда»). В стихотворении солдат обращается в первую очередь к матери, как будто испытывает чувство вины («Прости мне, мама»). Обращение переходит на всех людей, ради жизни которых погиб этот солдат. В голосе лирического героя слышится голос автора. Во время Великой Отечественной войны М. Луконин был военным корреспондентом и видел, как погибают и твёрдо идут в наступление солдаты. Поэт понимает, что этим воинам не нужны те почести и торжественность, с которой их поминают. Метафора «звеня словами» показывает понимание лирическим героем того, что его подвиг не забыт, но с присущей скромностью он не согласен с приподнятыми и напыщенными словами. Солдатам нужна простая человеческая память. Автор прославляет героев и обращает свой голос к потомкам, чтобы они помнили, благодаря кому они сейчас могут жить свободно. Люди, мечтайте о будущем, но не забывайте прошлое! В самом понятии «обелиск» есть двусмысленность: солдат в обелиске и солдат войны. Ведь судьбы погибших в сражениях очень похожи. Поэтому голосом солдата говорят тысячи его товарищей. Чтобы подчеркнуть ответственность бойцов за мир, который достался им дорогой ценой, в стихотворении используется патриотическая лексика («бессменного поста», «Поручена мне высота всей жизни мира»). Предложение «А если и забыли вы…» заканчивается многоточием. Это приём умолчания, который по-своему раскрывает тему памяти. Умолчание есть и после слов «в год сорок…».Каждый знает годы той страшной Второй мировой войны, в первом бою которой «с великой верой» пал тот солдат. Перечисление «ни жертва, ни потеря я» используется в стихотворении для того, чтобы сильнее выделить то, что солдат не умер, он остался «на поверхности земной», то есть в сердцах потомков. На уровне синтаксиса удачно используются безличные предложения («Тяжёлой пулей разрывной меня подмыло»). Этим автор хотел подчеркнуть то, что со всех сторон на солдата обрушались угрозы жизни, и вот однажды он не смог защититься. С помощью восклицательного предложения «Что бы на земле могло случиться!» автор иной раз подчёркивает ответственность воинов. Есть неполное двусоставное предложение с пропущенным сказуемым (« на поверхности земной я здесь упрямо»). Здесь поэт преднамеренно вводит наречие образа действия «упрямо». С его помощью показывается мужество, желание сохранить мир любой ценой, даже своим взглядом из обелиска. В начале стихотворения употребляется вопросительное предложение «Вы думаете - нет меня, что я не с вами?». Оно звучит как риторический вопрос, как напоминание о том, что погибшие на войне остались «с нами», только уже в обелисках. Предложение «Поручена мне высота всей жизни мира» раскрывает всю важность солдат. Ещё видится, что автор называет мир без войны высотой «всей жизни мира». Действительно, люди опускаются до очень низкого уровня, убивая других людей, развязывая войны, принося хаос в дома, разрушая жизни. У меня напрашиваются строки: Дети сиротеют рано, Взрослые воюют. Долго заживали раны, Ещё дольше будут. В большей мере страх войны раскрываю эпитеты «в задымленном году», «кровавым пальцем», «великой верой». Стихотворение отличается своеобразным обрамлением: «прости мне, мама», начало и концовка. Солдат на войне защищал всех матерей, но дороже родной мамы у него не было никого. В жизни человека есть самый дорогой человек, который будет нас любить не смотря ни на что и поможет в любую минуту. Очень трогательно звучат слова Виктора Гинзбурского: Вздыхают матери в тиши, В тиши ночей, в тиши тревожной. Для них мы вечно – малыши, И с этим спорить невозможно. На морфологическом уровне глаголы употребляются в разных формах, а так же в повелительном наклонении («простите»), которые звучат, как просьба. Глаголы в прошедшем времени рисуют реальные картины прошлого, а с помощью глаголов настоящего времени делается переход с войны в мирное время. Местоимение «мы» звучит от всех павших на войне, а местоимение «мне» говорит о личной ответственности героя. Оксюморон «шумихой тризны» означает взрывы салютов, звуки оркестра по праздникам. «Тризна» - это разговорно-устаревшая лексика. Она существовала как дань памяти. Мне кажется, что здесь не подошло бы слово «поминки», так как слово «тризна» придаёт стихотворению и событиям историческую память. Стихотворение астрофично, потому что автор захотел представить его единым, чувствуя всё: от первой до последней строки. Солдат настолько храбр, что готов вернуться снова на поле боя: Да если бы вернулась вспять угроза жизни - живой, я бы пошёл опять навстречу снова! Автор наделяет своего лирического героя таким качеством, потому что видел, какую смелость в годы войны проявляли бойцы. «Моя победа»…думаю, каждый солдат, сражавшийся за свободу и справедливость, имеет право назвать победу в войне своей победой. Ведь войну побеждают армии, а армии слагаются из тысячи таких солдат, которые либо погибают на поле боя, храбро сражаясь, либо выживают и становятся ветеранами войны. Подойдите к обелиску, прочтите фамилии солдат, сражавшихся мирную жизнь, и мысленно поблагодарите их… Обновлено: Опубликовал(а): Ирина_28 Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по темеИ это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|