|
Вы здесь: Критика24.ру › Маяковский В. В.
Анализ поэмы «Облако в штанах» (Маяковский В. В.)Сегодня мне бы хотелось поговорить о поэме провокационного поэта 20 века «Облако в штанах» Владимира Маяковского. Начать хочу с того, что тем в этой поэме действительно много, автор не придерживается здесь одной мысли и буквально скачет по строкам, переключаясь с одного образа на другой. Маяковский во все времена считался провокационным писателем. Его стихотворения наполнены бунтарским духом, он не мог не бросать вызов обществу каждой своей строчкой. Поэму «Облако в штанах» можно назвать эпатажной, дерзкой, но в то же время очень личной. Здесь Маяковский оголяет свою душу, заключая свои размышления в произведение, состоящее из четырех частей, а соответственно оно имеет форму тетраптиха. Перед читателем предстает изнанка души поэта, рассмотренная со всех сторон. В поэме также присутствует предисловие, в которое автор помещает основную идею, в нем прячется то самое облако в штанах. Когда впервые читаешь название, в голове сразу возникает образ чего-то очень неестественного. Облакам не положено быть заключенными в какие-либо рамки, они бегут себе по небу, поддаваясь малейшими порыву ветерка. А облако в штанах хуже тигра, выступающего в цирке. Но, с другой стороны, данный образ является отличным примером совмещения несовместимых вещей. Облако, как символ какой-то легкости, романтичности, наивности, невесомости. И штаны – нечто строгое, официальное, сдержанное, в каком-то смысле даже грубое. Вот таким Маяковский себя представляет в предисловии, таким отправляет себя на женский суд. «Не мужчина, а — облако в штанах!» Маяковский будто бы падает на колени, говоря: «Каким хотите буду, только пожалуйста, не мучайте меня более!» Первая часть вводит читателя в курс дела: кто, где, когда. «Это было, было в Одессе». Лирический герой предстает перед слушателями дерзким, пылким, эмоциональным и несчастным влюблённым, который ожидает свою даму, сидя в комнате. Ожидание убивает героя. С первых строк автор начинает закидывать читателя яркими метафорами и различными пышными образами. Некоторые из них проще представить у себя в голове, некоторые кажутся просто абсурдными и безумными. От прыгающих нервов, у которых ноги подкашиваются, пускаются в пляс и мои нервишки. Но вот чудовищному, изнуряющему ожиданию конец — приходит Мария, и что же получает герой за свои страдания? «Знаете — я выхожу замуж». От этих слов содрогается весь мир поэмы, упало каменное слово. Интересно, что Маяковский характеризует свою любимую так: «Вошла ты, резкая, как «нате!», возможно здесь он имеет ввиду слово, выражающее удивление, осуждение, а возможно он сравнивает девушку со своим одноименным стихотворением. Реакция героя на услышанное хуже любого крика, хуже любого праведного гнева обиженного мужчины. Абсолютное спокойствие, страшная гримаса застывшего безразличия. Разумеется, внешнее не совпадает с внутренним. Герой Маяковского, сжав зубы, молча принимает удар, разрываясь на части и горя изнутри. Вторая часть проходит под знаменем абсолютного отрицания всего. Лирический герой отрицает литературу, отрицает писательство, отрицает заплывшее пороками общество, отрицает великих писателей прошлого, отрицает в конце концов самого себя. Он видит искусство опошленным, заплывшим ложью и напускной эффектностью, которая не стоит ничего, потому что истинных творцов не осталось в этом гнилом мире. Культ богатств и праздного существования обесценивает все искусство как таковое. В третьей части лирический герой мысленно обращается ко всей мировой истории, к политике, к знаковым личностям, чьи образы предстают перед читателями гротескной картинкой, выстроенной из эпитетов карикатурой. Поэт отрицает строй, который построен на лицемерии, на лживых красивых словах. Здесь уже чувствуется не просто несогласие с мировым устоем, а гнев, ярость, негодование, восставшее против буржуазии, против того мира, в котором есть такая несчастная любовь, которую и переживает герой. Четвертая глава является заключительным криком Маяковского. Зачастую отчаявшиеся люди приходят к религии за помощью вы понятие и принятие, но только не наш лирический герой. Его склад ума не годится для веры в Бога, поэтому и тут мы видим жесткое отрицание. В предыдущих главах мы видели какой боль человека перерастала в гнев. Страдания от разбитого сердца заставили героя переосмыслить все, весь мир со всеми его недостатками и достоинствами. Переосмысление привело к выявлению всех грехов и пороков человечества, а это в свою очередь привело к гневу, к ярости, к желанию разрушать. Вторую и третью часть герой провел, насмехаясь над всеми остальными. Он говорил, что проведёт Наполеона, как мопса. Казалось бы, волна негодования рано или поздно должна была спасть, а за ней последовало бы и осознание, что прошлого не вернуть, но жизнь продолжается. Однако для нашего героя такой исход не возможен. в четвертой части читатели видят, что за всем этим гневом по-прежнему скрывается нестерпимая боль. Нет Бога, есть только божик, нет огромных и чистых Любовей, есть только миллион миллионов маленьких грязных любят. Лирический герой в поэме играет важнейшую роль. Через него Маяковский выражает свое бунтарское «Я». Он препарирует самого себя, рассматривая собственную душу со всех сторон под микроскопом. Он видит свои слабости, видит свои сильные стороны. Герой, бесспорно, противоречив, как и то самое «облако в штанах». С одной стороны он раним, романтичен, искренен, честен, не корыстен, но с другой стороны он грубый, жесткий, стойкий, сильный. Ему выпало тяжелейшее испытания для любого романтика, пережить несчастную любовь. В четырех частях мы видим развитие эмоций героя, видим как его внутренние противоречия стремительно развиваются. Первую часть, бесспорно, можно назвать депрессией, вторую —отрицанием, третью и четвертую злостью вперемешку с торгом, но смирения так и не наступает. Герой отказывается принимать неизбежное, отказывается смиряться с несправедливым и уродливым настоящим, отказывается опускать руки и уходить в тень. Тем в поэме поднимается множество. Конечно, в первую очередь автором поднимается и подробно раскрывается тема любви. Здесь она представлена не просто романтическим возвышенным чувством. Здесь она скорее выступает в роли сюрреалистичного монстра, который причиняет боль и кромсает лирического героя на куски. Любовь, приносящая страдания, является основой всего произведения. Нельзя не упомянуть также тему искусства, которая хоть и косвенно, но всё же довольно многогранно рассматривается автором. Маяковский как бы раскладывает на столе картину современного искусства и искусства прошлого и рассматривает ее, рассуждая и переосмысливая. Не стоит упускать и тему религии, которая не так характерна для автора, однако и она здесь присутствует. Имя возлюбленной — Мария, её Маяковский неоднократно сопоставлял с библейскими образами Девы Марии и Марии Магдалины. Однако та предает его, подобно Иуде. И где же ваш Бог, когда он так нужен? Увы, говорит поэт, будем реалистами: в сердечных делах, да и в каких бы то ни было ещё, Бог нам не помощник, а все истории про него — сказки. Что же по итогу мы имеем? «Облако в штанах» — это удивительное произведение, которое можно перечитывать из года в год и каждый раз находить и открывать для себя что-нибудь новое. Нагромождение причудливых образов, фейерверк из ярких эпитетов и метафор оглушает и поражает. Я думаю, каждый вынесет для себя какую-нибудь отдельную мысль. Для некоторых «Облако…» это революционный манифест, призывающий к свержению всего старого, к отрицанию всего устоявшегося. Для других — это размышление о лицемерном обществе, о людях, погрязших в пороке, о зажравшейся буржуазии. Кто-то увидит здесь просто бред сумасшедшего, чьё сердце жестоко разбили. Кто-то увидит в поэме себя, того самого, оставленного и преданного. Для меня «Облако…» является небольшим назиданием на будущее — боль развивает человеческую душу, только через страдания ты можешь лучше познать себя и мир, не останавливайся на достигнутом и никогда не носи замшевые перчатки. Обновлено: Опубликовал(а): bunnyss_trip Внимание! Спасибо за внимание.
|
|