|
Проблема одиночества на примере произведений (Лермонтов М. Ю.)Проблема одиночества на примере произведений М.Ю. Лермонтова ("Тучки небесные", "Узник", "Мцыри", "Герой нашего времени") Творчество Михаила Юрьевича Лермонтова - это не до конца изведанный край, где все неповторимо. Его произведения читают вновь и вновь. Что же так привлекает людей в его произведениях? Красота стиля или зрелость мысли? Изысканность языка или мудрость идей? Наверное, все вместе. Когда открываешь том стихотворений Лермонтова и погружаешься в мир его мятежной, пронизанной безысходностью поэзии, то почему-то представляешь его улыбающимся или спокойным. Перед тобой встает лицо с темными всезнающими глазами, наполненными тоской и одиночеством. Именно таким многие читатели представляют и лирического героя стихотворений Лермонтова. Еще в ранних стихотворениях поэта проявляются основные мотивы его творчества: осознание своего особого пути, которое обрекает автора на разобщенность и непонятость окружающими: Я к одиночеству привык, Я не умел ужиться с другом... Свое одиночество лирический герой принимает добровольно. И эта тема приобретает у Лермонтова оттенок изгнания, стремления к странствиям. Мир отвергает героя, но и герой не стремится к единению с миром: Изгнаньем из страны родной Хвалюсь повсюду, как свободой... Тема изгнания является главной в стихотворении "Тучи". Образы ветра, туч, волн у поэта - символы воли, которые несомненно привлекают читателя. Лирический герой же несвободен и подавлен. Он сравнивает себя с тучками: они показаны "вечными странниками", им наскучили "нивы бесплодные", от которых они стремятся вдаль, к "милому северу". Резкий переход от сравнения к антитезе придает стихотворению динамику. Множество риторических вопросов показывают сомнения и метания лирического героя, подчеркивают его оторванность обыденных стремлений и желаний обычных людей. Темы одиночества и свободы часто соединяются в лирике поэта. В стихотворении "Узник" стремления героя сводятся к желанию умчаться на горячем коне "в степь, как ветер" и поцеловать "красавицу младую". Свобода становится главной ценностью и основным стремление. Но позже лирический герой произнесет: "Одинок я - нет отрады: стены голые кругом..." Здесь ярко очерчены жажда воли и невозможность прикоснуться к ней. Эта же тема, тема страстного стремления к свободе и невозможности свободно жить, развивается в лермонтовской поэме "Мцыри". С детских лет главный герой-горец, потомок вольных людей, томится в монастыре. С юношеских лет он охвачен пламенной страстью вернуться на родину, к родным, пылающую грудь ...Прижать с тоской к груди другой, Хоть не знакомой, но родной... Но прожив на воле всего три дня, Мцыри не смог найти дороги в родной аул и в предсмертном состоянии его находят в степи и возвращают в "тюрьму", где он умирает, не сожалея и не раскаиваясь. Читателя восхищает мятежный дух Мцыри, его сила и отвага (именно благодаря мужеству, он одерживает победу в жестокой схватке с барсом). Несомненно, в наше время многим понятен порыв поэта, отвергающего общество бездушных масок: О как мне хочется смутить веселость их И дерзко бросить им в лицо железный стих Облитый горечью и злостью. Образ Григория Печорина в романе "Герой нашего времени" объединил черты лирического героя стихотворений и Демона из одноименной поэмы. Молодой офицер сознательно обрекает себя на одиночество: противостоит окружающему миру. пренебрегает дружбой, играет любовью, испытывает судьбу. Портрет Печорина "составлен" из пороков поколения, современного Лермонтову. Но этот образ вызывает интерес и у читателей 21 века. Одиночество главного героя близко читателям нашего века своим творческим началом: как тонко описывает он малейшие движения души, как глубоки его размышления о добре и зле, о собственном предназначении, о смысле жизни. Как современно звучат слова Печорина о том, что в нем одновременно как будто два человека: один живет, а другой судит первого. Центральный персонаж романа - странник и ему сопутствуют романтические мотивы: море, парус, буря, горделивые кавказский пейзаж. Именно в красотах природы находит разочарованный в жизни Печорин: при виде цветущих черешен, гор, серебряной цепи снеговых вершин его охватывает какое-то отрадное чувство. И это тоже весьма понятно современному человеку, уставшему от "повседневного прогресса". Вольные, могучие, и в то же самое время лиричные пейзажи помогают ненадолго забыть о жестоком суетном мире и обрести гармонию и счастье. В настоящее время мотивы творчества М.Ю.Лермонтова актуальны как никогда: люди в век интернет-коммуникаций еще более одиноки. Ведь спрятавшись за экраном монитора человек постепенно теряет настоящее: живое общение, настоящую дружбу, яркие эмоции и искренние чувства. В мире, состоящим из пикселей, его окружают все те же "приличьем стянутые маски". Именно тема одиночества и бегства от него, так полно описанные в творчестве Лермонтова, интересны и близки современному читателю. Обновлено: Опубликовал(а): Letim Внимание! Спасибо за внимание.
|
|