|
Что общего и что различного в отношении Софьи и Чацкого к фамусовскому обществу? по комедии Горе от Ума (Грибоедов А. С.)В комедии «Горе от ума» А. С. Грибоедов отошел от строгих рамок классицизма: героев произведения нельзя строго разделить на положительных и отрицательных, их образы реалистичны, живы. Одним из противоречивых героев является Софья: критики часто спорят о том, к какой стороне конфликта между «фамусовским» обществом и Чацким её отнести. Не случайно А. С. Пушкин писал о ней: «…Софья начертана неясно…». Попробуем разобраться, что общего и что различно в отношении Софьи и Чацкого к фамусовскому обществу.
Софья Павловна Фамусова — молодая девушка семнадцати лет, дочь богатого дворянина и московского чиновника. Несмотря на то, что отец Софьи – образец представителя светского общества, она, как и Чацкий, выступает против консервативных взглядов «века минувшего». Вопреки мыслям её отца об образовании («…ученье — вот чума, ученость — вот причина…», «…забрать все книги бы да сжечь…») и о любви («…кто беден, тот тебе не пара…») героиня любит читать книги и способна проявлять искренние чувства, ей безразличны чин и положение любимого человека в обществе. Но в её словах, в отличие от слов Чацкого, не звучит протест против «гнусной российской действительности». Софья — пассивный наблюдатель, она не желает бороться с несправедливостью вместе с «мятежным» героем, выбирает «сердце вместо ума».
Александр Андреевич Чацкий, напротив, категорично настроен против взглядов старшего поколения, он говорит о важной роли образования, развития культуры, единения интеллигенции с народом, об идеалах (идеал Чацкого — прогрессивная, свободная личность, не зависящая от мнения окружающих). Герой борется с закоренелыми порядками: с определяющим значением чина («служить бы рад, прислуживаться тошно…»), с подражанием иностранной культуре, показывая себя истинным патриотом. Главные мысли Чацкого помимо отдельных реплик выражены в его монологе «А судьи кто?...», в котором он осуждает устаревшие взгляды «века минувшего» («…сужденья черпают из забытых газет времен очаковских и покоренья Крыма…»), жестокое отношение к крепостным и служение лицам, а не делу («...защиту от суда в друзьях нашли, в родстве….»). Чацкий желает разрушить закоренелый строй, привнести в жизнь России прогрессивные идеи.
Софья тоже не согласна с законами и устоями старого общества, но она не произносит монологи, не является рефлексирующим героем. Она не рассудительна, по своей глупости любит лживого и лицемерного человека, но способность на искреннее чувство также отличает её от «высшего света».
Таким образом, Софья Фамусова, как и Чацкий, не согласны с консервативными, устаревшими взглядами «фамусовского общества», они отличаются тягой к науке, к получению знаний, способны на любовь. Но, в отличие от главного героя, Софья не вступает в конфликт, в её образе присутствуют черты общества, в котором она была воспитана, в то время как Чацкий с едкой иронией обращается ко всему светскому обществу, высмеивая его черты. Обновлено: Опубликовал(а): Delova Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|