|
Вы здесь: Критика24.ру › Лондон Джек
Анализ новеллы «Исправительная тюрьма» (Лондон Джек)Судьба Джека Лондона не была лёгкой, ему не повезло родиться в семье богатых родителей-капиталистов. Всё детство и молодость он перебивался случайными заработками, брался за любую грязную работу, и не только честным путем. Но в тюрьме он оказался не за пиратство и разбой, а за бродяжничество в 1894 году в ходе похода безработных на Вашингтон. Лондон месяц просидел в тюрьме в Буффало («Смирительная рубашка», «Сцапали!»). Вероятно, этот же страшный опыт лёг в основу ещё одного произведения- «Исправительная тюрьма». Обратимся к названию этой новеллы. С одной стороны, всё логично и ничего необычного- описываемое действие происходило в тюрьме, отсюда и название, а с другой стороны, мы чувствуем авторскую иронию в данной формулировке. Что эта тюрьма могла «исправить»? Ведь в конце произведения мы видим, что большинство тех, кто отбыл наказание и оказался на свободе, всё равно занимаются своими «грязными» делами. Основной темой, поднятой в данном произведении, является тема реальной жизни буржуазно-капиталистического общества. Д. Лондон приводит тюрьму в качестве микромодели Америки. Рефреном звучат слова главного героя и рассказчика произведения: «Кроме того, мы всего-навсего подражали нашим более преуспевшим собратьям на воле, которые в несоизмеримо больших масштабах и под респектабельной маской купцов, банкиров и магнатов индустрии делали то же самое, что и мы». Торговля хлебом, табаком, самодельными булавками, подтяжками даже огнём (в современном мире=институт купли-продажи), наличие у некоторых тюремщиков покровителей (= «крыша» сейчас), жестокие наказания за непослушание, совместная месть провинившимся- всё это есть не только в тюрьмах и колониях, это наша жизнь. Изменены лишь названия- не «коридорные» и «старосты», а бизнесмены и банкиры, не плата табаком за «трут», а налоги и сборы за электроэнергию, газ и т.п. Среду, в которой жили и творили бесчинства преступники, они же перенесли в тюрьму. И назвали ещё «исправительная», ха, не тут-то было. Этот, один из основных принципов натурализма применил в своём произведении и Д. Лондон. Ещё одно доказательство данного метода- нет оценки писателем сложившейся ситуации, он сам является участником действа. И только через крохотные примечания, некоторые приёмы писатель воздействует на духовную составляющую читателя. Не нравоучениями и призывами к доброте и честному труду, но показом реальной ситуации, правды жизни. Произведение построено как рассказ человека, проведшего в тюрьме немало времени и успевшего «подняться» там до ранга коридорного. Повествуя о жизни тюрьмы, рассказчик затрагивает разнообразные темы: схема тюремных властей (от рабочего во дворе до старшего старосты), наказание провинившихся (совместное рукоприкладство, вплоть до убийства), «рынок товаров и услуг» в тюрьме и т.д. Начало рассказа сразу захватывает читателя, т. к. написано оно, как будто без вступления, мы не знаем, кто этот человек, как он попал в тюрьму и за что, зато мы знаем, как он питался и «трудился» в тюрьме. Итак, рассказав обо всём устройстве этого злополучного места, герой подходит к моменту собственного освобождения. По правилам тюрьмы, он должен был продолжить заниматься грабежами или чем-то подобным со своим приятелем, т. к. они помогали друг другу в тюрьме, но рассказчик решил сбежать от этой опасной зависимости. И в конце концов он это совершает. Проанализировав всё содержание новеллы, мы понимаем, что автор данной концовкой хотел показать людям о том, что у нас всегда есть выбор и то, как важно вовремя понять какой дорожкой тебе пойти. И всё-таки, основной задачей автора было, по моему мнению, показать действительность капиталистического образа Америки на модели небольшой тюрьмы города Эри. И помог ему в этом приём повтора или рефрена, когда Д. Лондон настаивает на том, что действия, происходящие в тюрьме, это лишь отражение обычной жизни вне тюремных стен: «Кроме того, мы всего-навсего подражали нашим более преуспевшим собратьям на воле, которые в несоизмеримо больших масштабах и под респектабельной маской купцов, банкиров и магнатов индустрии делали то же самое, что и мы»; «О, смею вас уверить, мы были волки, точно, как те парни, которые делают бизнес на Уолл-стрите» и т. п. Итак, реалист, натуралист Джек Лондон в очередной раз доказал свою приверженность к изображению «жизни без прикрас». Своей «Исправительной тюрьмой» он показал нам, что человек может через многое пройти, перенести большие испытания. Но также автор показал и то, что у каждого из нас есть выбор, и даже совершив ошибку, мы можем пойти другим путём. Закончу словами самого Д. Лондона «…я вижу для него (человека) божественные возможности впереди…». Да будет так. Обновлено: Опубликовал(а): Ирина Шелякина Внимание! Спасибо за внимание.
|
|