|
Роль внесценических персонажей по комедии Горе от Ума (Грибоедов А. С.)Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума» буквально «пересыщена» внесценическими персонажами. Драматург выступает новатором, нарушая правило «трех единств», расширяя сценическое пространство с помощью «персонажей-невидимок». Создается впечатление, что местом развития действия является уже не дом Фамусова (этакая «старая Москва в миниатюре), а вся столица, ведь становится понятно: поведение семьи и гостей Павла Афанасьевича свойственно всему московскому свету, где процветают безнравственность и властолюбие, где люди, как Максим Петрович (которого так уважает Фамусов), готовы «сгибаться в перегиб», лишь бы выслужить себе чины, продвинуться по карьерной службе.
С негодованием и практически ужасом вспоминает Чацкий в одном из своих горячих монологов того «Нестора негодяев знатных», который выменял слуг на «борзые три собаки», возмущаясь порядками, заведенными в прогнившем болоте фамусовского общества, где личность человека ничто перед деньгами и властью. Внесценические персонажи у комедиографа нужны и для более точной характеристики действующих лиц. Так, Молчалин рекомендует Чацкому съездить к Татьяне Юрьевне, которая «балы дает нельзя богаче», намекая Александру Андреевичу на возможность «пристроиться» в Москве, что выдает в персонаже меркантильного и лживого человека, который лишь ищет «лазейки», чтобы «выслужиться» да завести «полезные» знакомства. Представители «века минувшего» и образование считают «чумой», здесь же вспоминая племянника княгини Тугоуховской – князя Федора, упражняющегося в Петербургском университете в «расколах и безверьи». «Он химик, он ботаник!» - восклицает героиня, которая не может мириться с нежеланием своего родственника гнаться за влиянием, «служить лицам». Князь Федор, как и брат Скалозуба, который «набрался каких-то новых правил» и уехал в деревню, отказавшись от службы, становятся для «столичных тузов» олицетворением вольнодумия и чуть ли не безумия. Это и позволяет драматургу подчеркнуть их нравственное убожество и точно охарактеризовать каждого из «московских старичков», у которых «дома новы, но предрассудки стары». Таким образом, многие из внесценических персонажей призваны не только олицетворять свое время, становясь неким «дополнением» к действующим лицам, но и являются для драматурга одной из важных составляющих сюжета, которая помогает наиболее полно раскрыть основной конфликт пьесы, отметив, насколько загнило современное ему общество, как погрязло оно в бесчестии и лжи. Обновлено: Опубликовал(а): Ника Рокоссовская Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|