Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Дуэль в русской литературе XIX века (ЕГЭ по литературе)

В художественной литературе дуэль как приём столкновения двух противоположных героев, их различных идей, полярных мировоззрений часто использовалась в произведениях писателей XIX века: А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, И. С. Тургенева, Л. Н. Толстого. Сцены дуэлей являлись одними из самых ярких и впечатляющих сцен в произведениях XIX века, описывающих жизнь дворянского и офицерского общества, однако с их помощью авторы также говорили читателю о наиболее важных личностных качествах главных героев, участников поединка.

В романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин» сцена дуэли происходит между двумя друзьями, двумя разными представителями дворянского общества, ставшими врагами в следствие пустой и бессмысленной светской жизни. Владимир Ленский, будучи пылким, искренним человеком с высокими нравственными идеалами, не простил пошлого и некрасивого поступка Евгения, который от скуки на именинах Татьяны танцевал и ухаживал за его невестой Ольгой.

Шутка Онегина была злой и жестокой, но Ленский придал ей слишком серьёзное значение. Евгений не мог отказаться от вызова Ленского, так как был зависим от морали светского общества: в поединок вмешался «старый дуэлянт» Зарецкий, сплетник, интриган, которому ничего не стоило ославить Онегина в округе как труса, малодушного, безвольного человека. Онегин был не готов пожертвовать собственной репутацией, и, к сожалению, только убив своего единственного друга, он осознал бесцельность своей жизни, неспособность заняться серьёзным делом и отправился странствовать, чтобы развеять горестное ощущение внутренней пустоты, найти смысл жизни. Дуэль стала настоящим потрясением для Онегина и положила начало его перерождению, переосмыслению собственных жизненных ценностей.

В романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» сцена дуэли служит способом разрешения конфликта между двумя противопоставленными друг другу персонажами и проверкой характеров дуэлянтов, их волевых качеств. Защищая честь княжны Мери, умный, сдержанный, храбрый Печорин вызывает на дуэль Грушницкого, глупого, вспыльчивого труса, распустившего сплетни и оклеветавшего княжну. Чтобы выставить в дурном свете и своего противника, тщеславный и подлый Грушницкий перед дуэлью договаривается с драгунским офицером о подмене заряженного пистолета Григория на незаряженный, но Печорин догадывается о подвохе и всё же, проявляя милосердие, предлагает ему публично отказаться от своей клеветы. Разоблачённый Грушницкий предпочёл погибнуть вместо того, чтобы воспользоваться предложением Печорина, и показал этим, что не способен признать своё поражение. Убив Грушницкого, Печорин не чувствует ни раскаяния, ни угрызений совести и лишь в очередной раз убеждается в том, что всю жизнь играет роль «топора в руках судьбы». Вместо торжества победителя он ощущает одиночество и пустоту собственной жизни и отправляется по службе в крепость N, с безразличием поддавшись течению жизни. Дуэль усилила апатию Печорина к жизни и равнодушие к своей судьбе.

Угроза смертельного исхода поединка влияет на осознание себя дуэлянтами. Одни, как Онегин у А. С. Пушкина или Пьер Безухов у Л. Н. Толстого, не снимают с себя вины за ситуацию ссоры и её кровавого разрешения, задумываются о смысле жизни и ищут «своё будущее». Другие, как Печорин у М. Ю. Лермонтова или Павел Петрович Кирсанов у И. С. Тургенева, «казнят себя» и охладевают к жизни. Дуэль становится прекрасным композиционным приёмом, кульминацией в развитии сюжета, ясно показывающей героев такими, какие они есть на самом деле, без масок, и изменение их отношения к окружающему их обществу и к себе.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.