|
Проблема лицемерия по Чехову (ЕГЭ по русскому)Одной из главных проблем, которую поднимает А.П. Чехов в предложенном для анализа тексте, является проблема лицемерия. Действительно, зачастую люди лживы, неискренны в стремлении получить желаемое или казаться лучше, чем они есть на самом деле. Так, хозяин городского ломбарда Поликарп Семенович Иудин «рассуждал в унисон с плачущим небом» о несправедливости человеческой жизни, о людских бедах и невзгодах, о нищете и позоре, которых «в плане у мирозданья, очевидно, не было». Казалось бы, со скорбью размышляет герой о «природе человека», представляя за окном богатую похоронную процессию, но тут же обнажает автор его неприглядные стороны: Иудин, только что думавший о том, как «легко можно было бы помочь людскому горю», вдруг занижает цену на костюм, принесенный бедной женщиной, хотя знает, что дети ее больны. Чеховский герой так же поступает и со старухой: «Пять рублей стоит. Дайте три…». Чехов подчеркивает ханжество, лицемерие Поликарпа Семеновича, который якобы переживает о несчастных, обездоленных людях, осуждая черствость богачей, но на самом деле лишь хочет самому себе казаться милосердным. Автор иронизирует над своим героем, ведь, по его мнению, «пустые» слова и лицемерное сострадание есть показатель двуличия. Отлично просматривается позиция автора и в насмешке над «крокодиловыми» слезами, что выступают на глазах героя, только что «не шевельнувшего и пальцем», чтобы помочь действительно нуждающимся, и в самой фамилии Иудина – аллюзии на Евангелие и отсылке к Иуде Искариоту, что предал Христа, продав того первосвященникам за тридцать сребреников – так же готов «удавиться за копейку» и якобы милосердный Поликарп Семенович. Я абсолютно согласна с позицией автора, ведь фарисейство и ханжество «строятся» на лжи, ведь рассчитаны главным образом на публику или нужны для самооправдания. Ханжество унизительно, и унизительно в первую очередь для самого человека, ведь, выказывая подобострастие или желая казаться лучше, он тем самым доказывает свое ничтожество и нравственное убожество. «Этот сорт народа – тих и бесформен, словно студень», - говорит лирический герой В.В. Маяковского в стихотворении «Подлиза», описывая лицемерного человека, что «лижет ногу, лижет руку, лижет в пояс», не скрывая, что раболепие и низкопоклонство становятся для него единственными способами достижения своих целей. Мнения и суждения лицемера постоянно меняются лишь в зависимости от возможностей, которые открывает новая ложь. Так, резко меняет свой взгляд на ситуацию Очумелов, герой рассказа А.П. Чехова «Хамелеон», когда узнает, что собака, укусившая Хрюкина, может принадлежать генералу, ведь в таком случае наказания заслуживает не ее хозяин, а сам «золотых дел мастер». Герой не может определиться в своих суждениях, пока не узнает, кому же принадлежит собака, которая, будучи «генеральской», несомненно, отличается от обычной дворняги. Мы видим, что лицемерный, двуличный человек не имеет собственного мнения, ведь его представления и заключения зависят лишь от выгоды, которую сулит тот или иной поступок. Подводя итог, стоит отметить, что ответ на вопрос, поднятый Антоном Павловичем Чеховым, очевиден. Действительно, лишь насмешки достоин фарисей и притворщик, ведь его слова пусты, как и он сам, а действия лживы, лицемерны и не несут в себе ни истинного сострадания, ни добродетели, поэтому такой человек не вызывает уважения. Обновлено: Опубликовал(а): Ника Рокоссовская Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|