|
9. В чём своеобразие горьковского героя и традиции кого из предшественников продолжает Горький, создавая своих героев? (ЕГЭ по литературе)«На дне» — реалистическая драма М. Горького, предметом изображения которой является сознание людей на дне жизни. В пьесе существует несколько конфликтов — социальный, любовный, философский, однако ни один из них не имеет позитивного решения, потому что герои утратили веру из-за ужасных жизненных ситуаций. В произведениях русской литературы мы нередко видим таких персонажей. В качестве примера хочу привести роман Достоевского «Преступление и наказание» и повесть Гоголя «Шинель».
Мой выбор обусловлен тем, что герои этих произведений «раздавлены» обстоятельствами и окружением, потеряли надежду. Кроме того, они объединены мотивом смерти из-за потери веры. Семен Мармеладов, как и персонажи «На дне», живёт в крайней бедности. Раньше он служил и мог зарабатывать, но теперь из-за пьянства не может устроиться на службу и обеспечить семью. В этом аспекте он похож на Актёра, тоже страдающего из-за пристрастия к выпивке. Однако, как и персонаж пьесы, Мармеладов — сложный герой, и автор доверяет ему произнести важные слова о том, что «бедность — не порок», и «каждому человеку нужно, чтобы было куда прийти». В это верит и Актёр, который буквально «оживает», узнав про лечебницу для пьяниц, потому что теперь ему есть куда пойти и на что надеяться, и говорит про значимость имени для человека — тоже одно из актуальных рассуждений для Горького. Однако, судьба обоих героев трагична — Мармеладов оказывается «раздавлен» Петербургом и в переносном, и в буквальном смысле, так как попадает под копыта лошадей, а Актёр стреляется после ухода Луки, не выдержав потерянной надежды. Акакий Акакиевич также испытывает нужду, и на новую шинель ему приходиться долго и тяжело копить, экономить на всем, даже на свечках, и голодать по вечерам. Шинель служит для него таким же символом надежды, знаком новой жизни, как для Актёра — лечебница. Авторы показывают — в этих героях есть что-то человеческое — персонаж пьесы когда-то играл в театре, и даже вспоминает некоторые стихи ближе к концу произведения, а Башмачкин действительно любит свою работу и переписывает бумаги с удовольствием, попадая в придуманный фантастический мир букв, из которых он даже выбирает любимые. Чтобы понять обоих героев, важно обратить внимание на мотив имени. Актёр своё забыл, его зовут по прошлому роду деятельности, и лишь к концу пьесы мы узнаем его сценическую кличку. Он сам говорит, что без имени нет человека, показывая всю тяжесть своей судьбы. Башмачкина же назвали в честь отца, тем самым «обрекая» на повторение его судьбы — служба мелким чиновником, монотонная жизнь в бедности. Как и в случае с Мармеладовым, судьба героев совпадает — Акакий Акакиевич теряет надежду в виде шинели, которую у него крадут, и умирает после длительной горячки. Таким образом, Мармеладов и Башмачкин так же, как и обитатели ночлежки, не могут выбраться со «дна жизни», вынуждены вести бедное и ничтожное существование, однако их образы осложнены различными мотивами, заставляющими читателя понять и проникнуться ими. Обновлено: Опубликовал(а): Дарья Бахтина Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|