|
«Человек — не идея» по роману-притче А. Камю «Чума» (Литература XX века)Первые упоминания о чуме относятся ещё к Античности, а первая серьезная эпидемия прошла в 6 веке нашей эры по тогдашнему цивилизованному миру — Византии — и унесла за собой более девяноста миллионов человеческих жизней, что составляло 13% от общего числа живших на тот момент людей. Вторая масштабная волна чумы настигла уже Европу, и её жертвами, по приблизительным данным, стали шестьдесят миллионов человек. Впоследствии первая вспышка чумы была призвана Юстиниановой, поскольку она совпадала по хронологии с годами правления византийского императора Юстиниана, а вторая — Чёрной, так как её пик пришёлся на "тёмные века" европейской цивилизации. Основными же источниками и резервуарами чумы являются мелкие грызуны, кошки и верблюды.
Средневековому человеку, в жизни не слыхавшему о средствах личной гигиены и примитивной медицины, чума не оставляла шансов выжить. Как показывает статистика, летальность исхода составляет практически 100%, поэтому неудивительно, что на гравюрах тех времён чума предстает именно в облике смерти. Такой облик имеет чума и в городе Оран в романе Альбера Камю, вернее, другого облика она гипотетически иметь не может.
С тех пор, как чума оказывается в городе, префектура объявляет его закрытым. И Камю был бы не Камю с его экзистенциальной философией, ставящей экзистенцию (уникальное и непосредственно переживаемое человеческое существование) первоначалом всего, если бы не сделал акцент именно на быте жителей, а уж в описании этого — ему равных нет. Именно описанию перемен в жизни граждан посвящена львиная доля авторских ремарок. Чтобы почувствовать настроения граждан на себе и окунуться в атмосферу закрытого на карантин города, обратимся непосредственно к словам доктора Риэ, в уста которого Камю вкладывает свои мысли.
Однако не жизнь жителей городка Оран становится ключевой идеей романа, а бедствие, которое настигает всех орановцев и оказывается основным агентом объединения. Именно несчастья сближают людей, давая поводы для сотрудничества перед лицом всепокрывающей катастрофы. Один из примеров — санитарная дружина Тарру и доктора Риэ , основанная на добровольных началах и ставящая общей задачей борьбу с "чёрной смертью". На этой почве между санитарами и репортёром Рамбером разгорается спор: Рамбер заявляет о напрасности усилий дружины, обосновывая это тем, что хватит с него людей, умирающих за идею, и что он не верит в героизм, на что Риэ отвечает: "Человек — это не идея, Рамбер. <...>. Это не героизм, а обыкновенная честность". Спустя некоторое время Рамбер сам вступит в дружину.
Через образ доктора Риэ А. Камю воплощает идеи гуманизма и всеобщего равенства перед неподвластной человеку катастрофе. "Человек — это не идея", — пытается сказать автор. Истинный гуманизм, по Камю, есть не счастье каждой отдельной личности, а борьба на стороне тех, кто терпит лишение. Обновлено: Опубликовал(а): dra1n Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|