Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Эстетика ужасного (Английская Литература)

В своём трактате Э. Бёрк рассуждает об эстетической ценности возвышенного, которое связано с ощущением благоговейного ужаса. Он возникает при созерцании масштабных и грандиозных явлений, которые вызывают изумление. Берк утверждает, что необходима темнота изложения, так как именно благодаря ей произведение наводит ужас на читателя. Страх основан на чувстве бесконечности и неопознанности, ведь для нас всегда страшно то, что нам неизвестно. Чем крупнее предмет, тем хуже возможность для его визуального восприятия и тем сильнее в человеке чувство страха. Ощущение уязвимости перед лицом масштабного субъекта порождает предчувствие возможной опасности.

Бёрк стремится доказать, что ужасное и возвышенное — это одно и то же, ведь только возвышенное может вызвать изумление, которое возможно под воздействием ужаса.

В романе «Удольфские тайны» А. Рэдклиф использует ужасное — terror — страх, который безвреден для читателя. Он возникает от созерцания чего-то дикого, необычного и, действуя постепенно, вызывает в нас своего рода наслаждение и спокойствие, связанное с представлением о возвышенном объекте. Автор испытывает контрастные явления, играя на органах чувств читателя. Например, общее описание высокого замка довольно тёмное и расплывчатое, однако оно точечно наполнено яркими деталями. Избирательно поставлены зрительные акценты: “наверху зубцы всё ещё были залиты ярким сиянием”, “стали видны одни только башни”, а также слуховые: “густой звук колокола”, на фоне полнейшей тишины и пустоты. Такие элементы пугают своей неожиданностью и вызывают восхищение и страх.

Таким образом, Рэдклиф следует созданной Бёрком концепции «возвышенного» и его идеям о природе страха, но в отличие от него Рэдклиф создаёт ужасное благодаря постоянному переходу от крупного тёмного явления к его мелким и чётким деталям, и обратно, в то время как Бёрк убежден, что всё величественное должно быть полностью скрыто от глаз. Читатель романа Рэдклиф не полностью погружается в атмосферу, а лишь слегка прикасается к ней, и только затем снова погружается во тьму.

Такой тип повествования создаёт эффект таинственной неопределённости, так как в его основу заложен принцип суггестии — приёма психологического воздействия на сознание читателя, с целью стремления вызвать в нём определённые образы, натолкнуть на определённые мысли, при этом прямо не называя их. В частности, система суггестивного воздействия проявилась в особых «задержках» повествования, которые представляют собой одно из важнейших средств нарушения ожиданий читателей и тем самым создания напряжения, требования продолжить движение сюжета, создания «жгучего интереса».

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.