|
Концепция романтической иронии Ф. Шлегеля и её реализация на практике (Литература XIX века)Теория романтической иронии явилась одним из важных положений эстетики Ф. Шлегеля. Цель иронии — обеспечение преимущества романтизма перед эпохой классицизма и просвещения и освобождение философского мышления от сложившихся догм, т. к. современная философия стала излишне рациональной и нуждалась в корректировке с помощью иронии. Ирония обнаруживает, что мир — это «абсолютный синтез абсолютных антитез». Раз ирония вызывает противоречие, значит благодаря ей можно оградить философию от появления догм, ведь ирония всё ставит под сомнение. Она соединяет противоположности и раскрывает подлинную бесконечную суть мира вещей, позволяя обрести свободу. Ирония у Шлегеля становится инструментом не познания, а непонимания. Её задача: не дать какое-то позитивное знание, а разрушить кажимость знания, ведь всё знание, получаемое разумом, не имеет ценности, т. к. не имеет отношения к идеальному. В комедии Л. Тика «Кот в сапогах» реализуется эта концепция романтической иронии. Автор нарушает привычную форму пьесы, он соединяет актёров и публику на одной сцене, действие разыгрывается на сцене и в партере. Т. е. суть романтической иронии в том, что в пьесе разрушается традиционная грань между театром и жизнью. Происходит взаимопроникновение двух самостоятельных пространств. Театральная игра захватывает зрительный зал, а тот, в свою очередь, вторгается в пространство театра, разрушая иллюзии жизни, возникающей на сцене. Это приводит к возникновению новых смыслов и характеристик. Определённость переходит в неопределённость, однозначность в многозначность: жизнь есть театр, однако и театр есть жизнь; зритель — актёр, но и актёр — зритель; пьеса «Кот в сапогах» — сказка, но и она — действительность и т. д. Всё это черты ироничности произведения. Об иронии, которая воплотилась в «Коте в сапогах» автор пишет так: «Ирония, о которой я говорю, это не издевка, не глумление, не насмешка или еще что-то в этом роде, как некоторые склонны считать, а скорее глубочайшая серьёзность, которая в то же время связана с истинной веселостью. Она не есть нечто отрицательное, наоборот, — это нечто вполне положительное». Сам автор воспринимал комедию как игру напополам с серьёзностью, серьёзность, смягчённую добротой. Романтическая ирония заключается именно в том, что зритель понимает глубинную задумку, через откровенную неприкрытость истины. Обновлено: Опубликовал(а): Ksyu Внимание! Спасибо за внимание. |
|