|
«Тринадцатый подвиг Геракла» Фазиль Искандер (Читательский дневник)Написал рассказ Искандер в 1966 году. События происходят во время Второй мировой войны. Но к самой войне никакого отношения рассказ не имеет. Рассказ ведётся от первого лица. Потому и я буду рассказывать так, как будто эта история произошла со мной. Все учителя математики были какими-то странными — неряшливыми, слабохарактерными, но умными. Один математик в нашей школе отличался от других. Звали его Харлампий Диогенович. Он был греком, как и Пифагор. Появился он в моём классе с нового учебного года. Каким-то образом ему удавалось создать в классе образцовую тишину. Директор иногда заходил в класс, чтобы проверить на месте ли мы... Диогенович никогда не кричал, никогда никого не заставлял заниматься, никогда не грозил вызвать родителей в школу. Во время контрольных он не бегал между рядами, а спокойно сидел и читал что-нибудь. Если кто-то списывал, он это и так понимал, проверяя работы. Так что списывали мы крайне редко. Диогенович был весельчаком. Если кто-нибудь из нас накосячит — опоздает или не сделает урок — он так начинал троллить, что мы все угорали от смеха. После этого косячить никто не хотел. Но… однажды он и меня затроллил. Я не решил домашнее задание — какую-то задачку на скорость артиллерийского снаряда. Пришёл пораньше, спросил у одноклассника, решил ли он. Он сказал, что нет. Тогда я успокоился — значит не я один. Я думал, что Диогенович меня вызовет к доске. К счастью, в класс открылась дверь, и к нам вошли доктор с медсестрой. Они искали 5 «А». Я был из 5 «Б». Я знал, что они пришли делать уколы против тифа. Они уже вышли в коридор, и тут я спросил: - Харлампий Диогенович, а можно я им покажу, где 5 «А»? Долго ведь искать будут. Учитель разрешил. Я догнал докторшу с медсестрой. Сказал, что проведу их. - А нам вы будете делать уколы? - Будем… На следующем уроке. - А мы это… На следующем уроке в музей пойдём. Чесслово. Пойдём тогда сначала к вам. Я сразу побежал в свой класс. Типа я не при делах — они сами пришли. У доски стоял Шурик. Зашли эскулапы. - Будем делать уколы. - Ну раз будете, значит делайте, - ответил Диогенович. И посмотрел на меня. Докторша спросила, кто самый смелый. Все молчали. Тогда учитель сказал, что будет по списку вызывать. Первым пошёл Шурик Авдеенко, тот что был у доски. Всё в порядке. Следом за ним и другим делали. Пока не дошла очередь до Алика Комарова, с которым я сидел за одной партой. Кстати его звали Адольфом. Но, чтобы его не дразнили Гитлером, тон называл себя Аликом. Я уколов не боялся, потому что у меня была малярия. Хроническая. Мне уже столько уколов сделали, что другим и за всю жизнь столько не делают... После укола Алик побледнел. Доктор усадила его на стул. Я закричал, что «Скорую» нужно вызывать. Ему дали понюхать нашатырь, и Алик пришёл в чувство. Когда доктор с медсестрой ушли, Диогенович открыл окно, чтобы проветрить класс. Оставалось совсем мало времени до конца урока. Учитель, как правило, в таких случаях рассказывал что-то интересное. Он начал: - Известно, что Геракл совершил 12 подвигов. Но один мальчик решил переписать мифологию. Он совершил 13-й подвиг. И это ему почти удалось. Геракл совершал свои подвиги из храбрости, а мальчик — из трусости. Прошу вас к доске. Это он мне сказал. Я вышел… Ничего толкового сказать не мог. Только: «Артиллерийский снаряд». Ну и Диогенович стал меня троллить. Весь класс смеялся. Мне было не смешно… Обновлено: Опубликовал(а): Alim Внимание! Спасибо за внимание.
|
|